🧊 Corpverse #5. Consumer Metaverse. The Mirror: Plague & Hope (Зеркало общества: чума и надежда)

Метаверс скорее есть, чем его нет. О существовании и развитии метаверса, как в свое время с интернетом, мы можем судить скорее ретроспективно. Все провалы смываются блокчейн-дождем со скрижалей историй и даже веб-архив, возможно, уже не в курсе тысяч сделанных ошибок.

🧊 Corpverse #5. Consumer Metaverse. The Mirror: Plague & Hope (Зеркало общества: чума и надежда)
Midjourney: digital budha in cosmic palace

CM⁵.1. Обзор

Метаверс постепенно из относительно небольшого набора приложений для ранних адептов, мечты Цукерберга избавиться от яблочно-гугловой зависимости, попыток вчерашних криптанов переобуться в веб3 и стремлений консалтинговых агентств запустить новую тему, чтобы продавать прошлогодний снег, превращается в многослойную конструкцию, пронизывающую разные сферы жизнедеятельности.

Метаверс скорее есть, чем его нет. О существовании и развитии метаверса, как в свое время с интернетом, мы можем судить скорее ретроспективно. Все провалы смываются блокчейн-дождем со скрижалей историй и даже веб-архив, возможно, уже не в курсе тысяч сделанных ошибок. Но мы с вами помним, что нас двигала идея. А мы двигали метаверс, когда еще никто не мог объяснить, что это такое.

CM⁵.2. 🔮 Инсайты. Цифровые наркотики

Настоящие "цифровые наркотики" и высокоиммерсивный опыт становятся социальной проблемой.

Опыт медицинского применения виртуальной реальности[1] для лечения психологических отклонений и болезней[2], а также реабилитации поднимает вопросы о регламентировании применения VR как фармацевтиких[3]. Государственные агентства постепенно вырабатывают практику сертификации таких решений[4].

Тем временем ученые и геймеры параллельно (но ссылку дадим только на первых) изучают психоделические эффекты от применения VR[5]. Постепенно становится понятным, почему Марку так нравится проводить встречи в Окулусе вместо зума: исследования показывают, что VR вызывает заметно более сильное привыкание, чем игры[6].

Рано или поздно это приведет к тому, что по реддитам, тиктокам и ютюбам прокатится новая волна хайпа, не нашутку пугающая родителей[7] и сердобольных журналистов: по-настоящему беспроводные цифровые наркотики. Страхи фанатиков, звучавших на волне хайпа как люди далекие от технологического прогресса, оказываются реальностью не виртуальной, а вполне себе физической. Слишком реалистично, слишком достоверно, слишком затягивающе. "Слишком" станет проклятием метаверса.

Регуляторы подымут вопрос о необходимости сертификации и запрещения этих ваших метаверсов, а провайдеры опыта сновая постараются провернуть фокус с саморегулированием индустрии через возрастные рейтинги[8].


  1. XRHealth, разработчик медицинских AR/VR-решений и инструментов, в партнерстве с Reducept, также специализирующейся на решениях для здоровья, разработали новую VR-игру, которая помогает мозгу пациентов научиться справляться с болью. В основе лежит терапия принятия и приверженности, а также когнитивно-поведенческая терапия. Разработчики заявляют, что виртуальная реальность "поможет мозгу взять контроль над телом и самостоятельно производить лечение, потенциально снимая зависимость от лекарств." ↩︎

  2. Vox описывает игру Frigidius (часть серии EndeavorRx) от Akili, которая нацелена на лечение ADHD у детей в возрасте от 8 до 12 лет за счет тренировки фокуса внимания. Важно, что в 2020 году игра получила разрешение на медицинское применение от FDA (US) и может выписываться вместо лекарств в рамках терапии. Разработчик игр, Akili, планирует расширить свой опыт на другие расстройства, в частности депрессию и нарушения мозговой деятельности после COVID-19. ↩︎

  3. Издание DrugTopics рассказывает о потенциале применения виртуальной реальности в фармацевтической индустрии: от использования для проведения удаленных консультаций и коррекции поведения до помощи в проектировании и поиске лекарств. "Делая сложные биохимические процессы более легкими для понимания, мы помогаем пациентам лучше усваивать информацию, что способствует лучшему осознанию состояния болезни и результатов лечения." Отдельные исследования показывают, что комбинация VR и лекарств для управления болью может иметь повышенную эффективность для лечения пациентов с ожогами и других болезней, снижая зависимость от опиоидов. Важно, что все больше таких комплексов выходит из экспериментального применения в практику, получая одобрение регуляторов. ↩︎

  4. В 2020 году The Verge описывала упомянутый выше кейс первой игры, получившей сертификацию от FDA. EndeavorRX, ранее Project EVO, - это мобильная игра для iPhone/iPad, которая за семь лет прошла длинный путь клинических испытаний на более 600 детях, и в результате Akili Interactive доказала, что ее решение дает значимое улучшение в поведении детей после месяца "лечения". Спустя три года Tampa Bay Times описывает реальный опыт родителей и специалистов от использования EndeavorRX. Важно, что это решение показывает путь другим компаниям, а регулятор получил практику проверки и одобрения подобных игр. ↩︎

  5. MIT Technology Review рассказывает о VR-приложении Isness-D, созданном Дэвидом Гловацки, художником и специалистом в вычислительной молекулярной физике в попытке воссоздать свой трансцендентный опыт при падении с горы. Дальнейшие исследования показали, что по четырем ключевым индикаторам, используемых в изучении психоделиков, программа показывает результат, сопоставимый с воздействием средних доз LSD и псилоцибина (мы категорически против употребления наркотиков!). ↩︎

  6. HTC провела совместно китайским университетом коммуникаций исследование об аддиктивности VR-игр. Из работы следует, что решения в виртуальной реальности показывают до 44% большую прилипчивость в сравнении с PC-аналогами, и это создает определенные ожидания на потенциал и риски развития метавселенной. "Иммерсивный 3D-опыт в VR будет создавать более приятный и интенсивный опыт для мозга, повышая шансы, что пользователи будут хотеть его еще больше." ↩︎

  7. Издание Security.org написало руководство для родителей по метавселенной с пояснениями принципов работы и отличий от видео-игр, описанием потенциальных опасностях, подстерегающих детей в мета-подворотнях, и рекомендациями по безопасному взаимодействию. ↩︎

  8. AgeChecked, британский провайдер систем верификации возраста, рассказывает, как по его мнению будет работать проверка возраста в метавселенной, учитывая, что существующих решений ограничений через учет (непроверенного) возраста, указанного в социальном аккаунте не достаточно. Возможно, пишет провайдер, мы придем к универсальному цифровому идентификатору, равносильному паспорту или водительским правам в реальном мире. ↩︎

CM⁵. 3. ⚗️ Эксперименты. Пузырь метаверса

Первая волна ориентированных преимущественно на метарверс малых и средних бизнесов.

Пузырь растет и держит удар: пока на смену веб3 приходит веб4, метаверс как большая идея все еще наплаву. Меняются очертания целевого опыта, в игру постепенно вкатывается Apple, а релоцированные в США заводы микроэлектроники[1] наконец-то выходят на целевую мощность. Все готово к рывку в зеленый мир метаверса. И даже криптозима, кажется, начинает заканчиваться.

Формируется певрое поколение (выживших) стартапов, малых и средних бизнесов, созданных исключительно для[2] и на метаверсе (или даже на платформах, предлагающих метаверс как сервис[3]). Журналисты ожидают великое противостояние: единороги эпохи метаверса (но не децентраленд[4]) против техно-гигантов. Нил Стивенсон по-прежнему не уверен, что VR нужен для метаверса[5].

Виртуальные пороги стартапов начинают обивать инвесторы, а консультанты начинают обивать пороги корпоратов, доказывая им, что это "новая тема", пора! Примерно как десять-пятнадцать лет назад cloud-born, только теперь у них есть шанс не упустить момент.


  1. На фоне развития конфликта между Китаем и США, тайваньская TSMC, один из ведущих мировых производителей чипсетов планирует перенести производство наиболее продвинутой техники в США. Новая производственная линия в Аризоне будет печатать чипы по 3нм-процессу. Это уже вторая большая инвестиция в развитие производства со стороны компании: в 2020 году компания обещала инвестировать $12B в создание линии по печати по 5нм-процессу, открытие этой фабрики запланировано на 2024 год. ↩︎

  2. Исследовательская компания GreyB сделала подборку 22 стартапов, развивающих концепцию метавселенной прикладными решениями, с указанием поднятых инвестиций и ключевой инновационной технологии. ↩︎

  3. Journee - пример стартапа, развивающего концепцию метавселенной через создание коммерческой платформы для иммерсивного онлайн-опыта с фокусом на стриминг качественного контента, интеграцию с другими web2/3-платформами. Отметим также, что на взлете популярности темы метаверса в конце 2021 года, Journee гордо называли себя "The Metaverse Company", а к середине 2023 - скромно лидирующей платформой иммерсивного веба. ↩︎

  4. По данным DappRadar осенью 2022 нашумевший метаверс-стартап Decentraland с миллиардной оценкой насчитывал всего 650 уникальных пользователей в день и около 7.5 тысяч в месяц. Сама компания в это время заявляла, что ее MAU - 56K. Нестыковочка. ↩︎

  5. Нил Стивенсон, придумавший термин Metaverse поделился в интервью подкасту фонда A16Z своим видением на развитие метавселенной, отношением к современному технологическому стеку, а также рассказал, зачем ввязался в стартап Lamina1, создающий блокчейн-инфраструктуру для открытого метаверса. ↩︎

CM⁵. 4. ⚙️ Практика. Зеленые налоги для метаверса

Зеленый (углеродный) налог на метаверс и виртуальный опыт способствует поиску баланса в смешивании цифрового и физического миров.

Лапки экологов и новая "Грета Тунберг" дотягиваются до метаверса. Выясняется, что, конечно, Марк Цукерберг лично виноват в глобальном потеплении, потому что столько ресурсов, сколько жрет метаверс, никто больше не жрет. (Ну по крайней мере, Intel обещает[1], что метаверс потребует порядково больше вычислительной мощности, чем нам доступно сейчас, поэтому мы склонны верить Грете из будущего.)

Для правительств по всему миру зеленое регулирование оказывается удобной палочкой-выручалочкой, чтобы обуздать гигантские ИТ-корпорации с их непомерными инфраструктурами обработки данных. Зеленый налог на вычисления и, как следствие, метаверс заставляет компании немножко "отрезвиться" и искать более экологичный баланс[2] между цифровыми и физическими мирами, жестко привязывая выбор к оставляемому углеродному следу и стоимости электричества.

Когда и этого оказывается мало, в игру вступает налог на зарубежную прибыль, полученную на местной пастве, уже пройденный с апп-сторами и большими ИТ-сервисами[3].


  1. Intel посчитала, что чтобы реализовать видение метаверса, необходимо на порядки больше вычислительных мощностей, доступных с существенно меньшими задержками, чем человечество может позволить себе сегодня. Чтобы это стало возможным, фактически нужно перестроить всю инфраструктуру интернета. Компания выделяет три слоя, в которых необходимы новые решения: интеллектуальный с новой моделью программирования, операционный с новой доставкой вычислений к пользователям и вычислительный с новыми чипсетами, которые Intel, конечно, уже готовит. ↩︎

  2. Intel вместе с Microsoft и другими участниками софтверного рынка развивает инициативу зеленых вычислений (Green Software Foundation, GSF). Проекты GSF на середину 2023 года включают такие готовые решения как Carbon Aware SDK для создания приложений, осведомленных о потреблении электричества, и CarbonQL - фреймворк для сбора данных о "выбросах углерода" во множестве сред, на которых развернуто решение. ↩︎

  3. В ответ на новое регулирование по уплате налогов в еврозоне и UK для технологических гигантов, которые до сих пор всячески пытались платить как можно меньше с заработка на пользователях из EU/UK, американские компании решили поднять цены на свои продукты и услуги, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Например, 2% налог на цифровые сервисы в UK компания Apple частично перекладывает на плечи разработчиков, которые просто будут получать меньше отчислений с заработка в App Store. ↩︎

CM⁵. 5. 🚸 Риски. Метаразрыв

Формируется новый цифровой разрыв.

Общество делится на тех, кто в мете, тех, кто в теме и тех, кто ни в мете, ни в теме. Политики из двухтысячных, пропускают уже вторую технологическую волну, и еще меньше понимают, куда уходят их внуки. А внуки, окрыленные цифровыми баталиями и глобальной коллаборацией вне языковых барьеров, не понимают, в какие геополитические игры играют их отцы и, особенно, деды.

Из твиттеров и мастодонов звучат призывы подарить старикам по новой шестой плойке с PSVR-3 и новой супер-реалистичной цивилизацией от Сида. А с голубых экрантов телевизоров и в радиоэфирах обещаются вернуться к истинно традиционным ценностям.

Родители нового поколения переживают, что их дети перестанут писать сочинения и эссе[1] и сдавать тесты[2] самостоятельно и все подсядут на ChatGPT и его последышей, не понимая, что сверхбольшие модели ИИ – это новая поисковая система[3], и совершенно забыв, как они смеялись над учителями своих родителей, заставлявших тех писать чернилами, не принимая шариковых ручек.


  1. CNBC рассказывает в конце 2022 года об энтузиазме техно-энтузиастов от способностей ChatGPT отвечать на вопросы, помогать преподавателям делать заметки для лекций на сложные темы, а студентам и школьникам писать эссе. Полны воодушевления не только энтузиасты, но и инвесторы, переключившие свое внимание с крипты на искусственный интеллект. Издание пишет, что деньги текут к вам миллиардным потоком, если вы делаете что-то с генеративным ИИ. ↩︎

  2. Издание BigThink рассказывает в конце 2022 года, что ChatGPT успешно справляется с тестом по микробиологии, эквивалентным финальному экзамену для бакалавра по специальности биология после соответствующего вводного курса. Специалист с PhD по микробиологии комментирует для издания ответы искусственного интеллекта, еле успевая поднимать челюсть от удивления. ↩︎

  3. The New York Times, как и многие другие издания в конце декабря 2022 года пишут, что в Google/Alphabet включен "красный код" из-за успеха ChatGPT и планов Microsoft интегрировать технологии OpenAI в Bing, которые в совокупности (и через платформенные интеграции) несут для поискового гиганта экзистенциальные риски потери монополии в своей родной гавани. Потому что зачем искать, если можно сразу узнать ответ. ↩︎