Призма инклюзивности. Теория 📗. Понятие инклюзивности (2018)

Инклюзивность – сложное понятие. В этой заметке мы научимся разделять узкое, широкое и процессное понимания этого термина.

Призма инклюзивности. Теория 📗. Понятие инклюзивности (2018)

Для разговора про инклюзивный дизайн (Inclusive Design), нам нужно сначала договориться, что мы подразумеваем под инклюзивностью. Забегая вперед, впрочем, отмечу, что под словочетанием Inclusive Design (ID) разные люди и организации понимают все слегка свое. Я об этом буду пояснять в каких-нибудь исторических экскурсах позже, пока же просто отмечу, что я буду в основном писать об ID как о вариации дизайн мышления (Design Thinking).

  • Отсюда следует важный фокус: дизайн-мышление, как подход, предполагает решение задач бизнеса, а не вообще всего человечества и на каждом этапе отмеряет реализуемость и оправданность предполагаемых решений. При этом, конечно, мы думаем о людях, это всегда в центре. Но я хочу подчеркнуть, что мысли о спасении человечества редко бывают реализуемыми и технологически оправданными. :)

Определить слово "инклюзивность" достаточно сложно, потому что в современной интерпретации оно не самостоятельное [*]. Ну и, на самом деле, интерпретации две, а мы (тут я говорю с позиции "адепта" inclusive design) добавляем еще один важный нюанс, но обо всем по порядку.

1. Узкое понимание инклюзивности

Есть узкое понимание инклюзивности (инклюзивного), как чего-то, когда мы расширяем опыт взаимодействия на людей с ограниченными возможностями (иногда пишут "с особыми потребностями"). Отсюда растут истории про инклюзивное образование (делать общие классы), инклюзивный туризм (делать доступные маршруты) и даже инклюзивный найм (как поменять процесс найма).

В этом определении результат (например, "инклюзивная школа") быстро смешивается с процессом или точкой зрения (например, "инклюзивный процесс образования"). Это не хорошо или плохо, просто как только мы очертили "целевую аудиторию" инклюзии (включения), мы легко забываем про это целеполагание, фокусируясь на нишевых проблемах.

Я это воспринимаю скорее как цикл погружения и всплытия, когда мы рассматриваем проблему в разных масштабах.

Пример: мы решили, что нам нужно сделать процесс найма сотрудников в компанию "более инклюзивным" (вот прямо такими словами). Дальше у кого-то возникает вопрос: "А кого мы исключили, кого нам надо включить?" Кто-то третий предлагает улучшить процесс найма, скажем, аутистов (конечно, термин РАС на этом этапе никто не применяет). После чего машинка найма адаптируется под эту аудиторию (а это непростое упражнение!), появляются внутренние инструкции, а затем и внешняя коммуникация.

Видео про программу найма людей с расстройством аутического спектра в Microsoft.

Подробнее про инклюзивный найм в Microsoft можно почитать тут: https://www.microsoft.com/en-us/diversity/inside-microsoft/cross-disability/hiring.aspx

Про узкое понимание инклюзивности важно понимать следующее: а) оно дает фокус и глубину, б) оно делает связку (именование, labeling) между тем, как общество или сами люди с потребностями называют себя, и что мы заявляем наружу.

То есть если бы мы сказали, что мы теперь что-то (продукт, сервис, окружение) сделали удобным для всех, люди бы не поняли, что "для всех" -- это про них. Здесь я могу сделать отсылку к статье выше от Криса Капосселы, где он говорит о важности демонстрации разнообразия сценариев (вместо обобщенного усредненного опыта).

2. Широкое понимание инклюзивности

Есть широкое понимание инклюзивности, как чего-то, когда мы расширяем опыт взаимодействия на людей, исключенных из него по любому признаку. В этом смысле, я считаю одинаково важным расширить аудиторию продукта как на незрячих или слабовидящих, так и на людей, не знающих язык продукта (национальный, технический и т.п.), так и на людей с другой структурой доходов.

Но, в каждый момент времени, мы выбираем конкретную аудиторию в узком смысле. Почему? Потому что ресурсы всегда ограничены.

Продолжая тему найма это можно сформулировать так: инклюзивный в широком смысле найм предполагает, что мы, думая о расширении аудитории, смотрим на все признаки исключения. Тут, кстати, надо сделать важное замечание: "инклюзивный найм" не предполагает, что мы хотим нанять всех, он предполагает, что нам надо снять ограничения, отфильтровывающих тех, кто нам, на самом деле, подходит, а мы их игнорируем, не замечаем или отбрасываем.

Поэтому в софтверной компании мы (я тут упрощаю) можем сказать так: нам нужны классные инженеры. Кто не может пробиться через наши фильтры? И вот тут возникают не только те, кого мы "обычно" относим к людям с ограничениями (глухие, использующие инвалидные коляски, слепые, аутисты, люди с ДЦП и т.п.), но и многие другие (пожилые, не говорящие на английском, не имеющие денег приехать на интервью, использующие другие языки программирования, модели/алгоритмы и т.п.).

Inclusive Design в Microsoft (и за пределами, и тут важно отметить, что ID -- не наше изобретение!), например, прошел путь от узкого понимания к более широкому. У нас первичный фокус был на людях с ограничениями, но сегодня мы понимаем инклюзивность как широкий подход и способ мышления, поэтому можно выделить третье определение. Узкое и широкое понимания не исключают друг друга.

Процессное понимание инклюзивности

Есть процессное понимание инклюзивности, как намеренного способа организации деятельностьи, целью которого является постоянное включение в опыт взаимодействия с продуктом, сервисом или окружением людей, исключенных по любому признаку (постоянно, временно или ситуационно).

Тут мы поменяли нашу позицию из нахождения внутри деятельности на ее организацию.

В этом процессном понимании мы делаем фокус не на результате или конкретной аудитории, а на самом процессе. Когда мы говорим, что маркетинг должен стать инклюзивным, мы имеем в виду, что надо перестроить маркетинговую машину, чтобы она стала "включающей". Вообще, это кажется логичным, что задача маркетинга ― постоянно расширять целевую аудиторию, но обычно маркетологи не задаются вопросом, кого они исключили. Они спрашивают, где нам найти еще таких же, как у нас есть.

Инклюзивное образование в этом смысле ставит своей целью методологическое и организационное изменение, результатом которого будет постоянное (!) углубление и расширение целевой аудитории. "Инклюзивного образованца" волнует не только, как сделать удобным въезд в школу или перемещение между этажами, но и весь спектр исключений. А это означает, например, что инклюзивной должна стать точка зрения каждого учителя, инклюзивными должны стать контент, способы организации занятий и т.п. Но, конечно, не все сразу. По шагам. Процесс.

Инклюзивная разработка продукта предполагает, что мы на каждой итерации (спринте) не просто допиливаем новые функции, но и спрашиваем себя, как мы можем расширить аудиторию продукта? Если мы добавим эту функциональность, кто не сможет ей пользоваться? Нам не обязательно сегодня же решить все проблемы, это процесс ― долгий, но упорный. На первом шаге нам важно добиться осознанности (accountability).

В инклюзивном найме, в процессном смысле, у кого-то должна постоянно болеть голова о том, нет ли у нас проблем в самом процессе, применяемых инструментах, фильтрах, схемах интервью и т.п. Почему какая-то часть аудитории нас игнорирует? А почему мы их игнорируем? Почему мы накладываем те или иные фильтры на отборе? Мы что этим хотим сказать?

Классический пример, все еще имеющий огромное распространение: при найме на "квалифицированные" позиции большинство работодателей все еще требует высшего образования и смотрит, какой конкретный вуз человек окончил. Я тут часто слышу аргументацию вроде "ну он вытерпел 5 лет!" или "у нее есть базовая структура знаний", или "у нее теперь правильный образ мышления".

Самые продвинутые компании (в том числе на основании данных!) сегодня отказываются от требования высшего образования! Шутка ли. В России, например, на сегодня нет ни одного вуза, готовящего современного дата-сайнтиста. :) [Это мой личный стереотип, если что.]


[*] Я выше написал, что в современной интерпретации слово инклюзивность не самостоятельное. Имеется в виду вот что: чтобы говорить о включении кого-то (в процесс, пользование и т.п.), нужно этого человека сначала исключить (или не позвать). Другими словами, задача инклюзии возникает на контрасте к изначальной эксклюзии, эксклюзивности.

Историю происхождения слов include/exclude я оставляю за рамками данного рассуждения.