🧊 The Metaverse. Мифы. Начало

🧊 The Metaverse. Мифы. Начало

Говоря о корпоративных метаверсе и антиверсе, важно разместить наше исследование в общий контекст состояния представлений о метаверсе. Ведь знаете, как бывает: одни люди говорят, что метаверс – это несусветная маркетинговая хрень, а другие утверждают, что уже лет пять-десять его строят. Тем временем, третьи заявляют, что будущее не за метаверсом, а (sic!) тем, что делают именно они. Четвертые уверены, что метаверс – это следующая стадия развития информационных технологий (после мобильных и облачных). Пятые... шестые...

Давайте разбираться.

Общее впечатление

Начнем с медийного поля. Внедрение в массовое сознание темы метаверса, метавселенной, если по-русски, пришлось на конец 2021 года. Шел второй год пандемийной изоляции, цифровые компании росли как на дрожжах, люди массово работают удаленно, и вот  она новая реальность за горизонтом!
Марк Цукерберг объявляет, что раз метаверс – наше все, то и группу компаний Facebook* надо переименовать в Meta Platforms Inc*.

* Это было до того, как детища Марка запретили в России и признали экстремистской организацией, но и этот факт не имеет большого значения для нашего повествования.

Дальше все диванные эксперты внезапно оказались экспертами по метаверсу и начали рассказывать с сетевых и телеэкранов о том, что дескать Марк тут не при чем и вообще метаверс придумал Стивенсон, а мы шутили, что сейчас под видом метаверса активно начнут продавать "прошлогодний снег": вчерашние AR/VR-проекты. Так и случилось, чего уж там – под непонятный и всеобемлющий метаверс очень удобно подтягивать последние 20 лет достижений человечества, называя их предтечей, прототипами и строительными блоками метавселенной.

McKinsey, например, отматывает историю метаверса аж в 1978 год – время появления первых мультиплеерных игр. Accenture, в свою очередь, идет еще дальше – в 1975 год выпуска первого интерактивного VR-приложения VIDEOPLACE.


Медийно, если отмотать на четыре года назад, в 2018, то в памяти многих вспыхивают образы из "Ready Player One". Или чуть более поздние из Cyberpunk 2077 от 2020 года. Но, в целом, к теме взаимодействия к виртуальным и дополненным мирам кинематограф обращается регулярно.


Переобувка и попытка перехватить повестку со стороны Марка понравилась далеко не всем. Поэтому следом мы увидели ворох мнений от других компаний о том, что настоящий метаверс – это что-то другое, с другими ценностями.

Например, пока Meta топила за виртуальные миры в Oculus, Джон Ханке, глава Niantic (вы знаете эту компанию по Pokémon GO), высказывался в духе, что "метаверс как виртуальная реальность – это ночной кошмар". И вообще нужно не уводить людей в виртуальность, а наоборот возвращать их в реальность. В чем-то это похоже на позицию Apple: Тим Кук продолжает топить за дополненную реальность и говорит, что в общем-то никто не может объяснить, что такое метаверс.

Между строк, тут нужно вспомнить, что одна из фундаментальных причин, почему Марк Цукерберг топит за свое видение метаверса, – это попытка уйти от капитальной зависимости от Apple и Google как держателей базовых мобильных платформ, в том числе на фоне падения доли Facebook на рынке рекламы.

Но мы отвлеклись. Спустя полгода от начала хайпа, в апреле 2022 года, в WIRED подумали, что прошло достаточно времени и теперь-то уж точно все понимают, что такое метаверс, и могут рассказать нам об этом. Как думаете, поняли? Нет, конечно:

Замените в предложении слово «метаверс» на «киберпространство*». В 90% случаев значение особо не поменяется. Это потому что термин не означает никакой конкретной технологии. Он описывает (часто спекулятивный) общий сдвиг в том, как мы взаимодействуем с технологиями. При этом некоторые компании начали просто описывать свои проекты как «метаверс»

Вместо киберпространства (cyberspace) можно подставлять и другие замечательные термины: AR/VR cloud, magicverse, mirrorworld, planet-scale AR, spatial computing,…

На всякий случай, я спросил, что про метаверс думает искусственный интеллект, и получил вот такую проекцию коллективной ноосферы:


Upd. 05.06.2023 Apple представила собственный шлем смешанной реальности, открывая для себя эру пространственных вычислений. Ни слова о метаверсе, конечно.

Точки зрения

Конечно, вы правы, не может быть так, чтобы никто так и не разобрался, что стоит за метаверсом и не дал этому понятию какого-то измерения и определения. Дали-дали. Еще как дали.

Деньги

Аналитические агентства нам обещают, что рынок метаверса будет триллионным в долларах США к 2030 году: "слишком большой рынок, чтобы игнорировать."

Но в этих исследованиях есть интересные нюансы: например, Америко- и Европо-центричный взгляд на развитие технологий.

Есть еще и такие мнения: Citi оценивает, что адресуемый рынок метаверса к 2030 году составит от $8 до 13 триллионов, в расчете на 5 миллиардов уникальных пользователей. У меня есть подозрение, что подобные оценки мало того, что спекулятивны сами по себе (например, не учитывают глобальной рецессии, кризиса с производством чипсетов и прочих катаклизмов), но и порой опираются на раздутые пузыри.

Например, CoinDesk отмечает, что при капитализации в $1.3B Decentraland, который очень часто приводят как пример в контексте рассуждений о метаверсе и веб3, на самом деле, имеет не более 1000 активных пользователей в день – максимум 675 по оценке DappRadar. Представители Decentraland говорят о 8000 в день. Но восемь тысяч, Карл! Восемь! Против оценки в ярд.

Хайп

К августу 2022 проснулся Gartner и наконец-то разглядел метаверс в своем хайп-цикле развивающихся технологий. Но тоже есть нюанс: до метаверса, по мнению аналитиков компании, копать еще лет десять. Хотя отдельные его элементы и технологии, конечно, будут проявлять себя раньше.

При этом Gatner определяет метаверс как "виртуальные коллективно разделяемые 3D-пространства, созданные на стыке виртуально улучшенных физической и цифровой реальности". Метаверс, по Гартнеру, "устойчиво присутствующий и предоставляет улучшенный опыт погружения". Ну теперь все понятно, расходимся.

“If you're worried about your company needing to jump in right this very minute to make your metaverse play, you can stop worrying,” – Philip Rosedale.

К слову, Филипп Росдэйл, основатель Second Life, успевший проехаться по ряду конференций и дискуссий на взлете темы метаверса как очевидный эксперт (хаха), теперь говорит, что метаверс – это практически полностью хайп и вздор. Филипп как бы говорит нам: не суетитесь, все будет, но не сегодня.

Веб3 и протоколы

Кстати, из графика выше можно предположить, что веб3 умрет раньше, чем метаверс. Тем не менее, пару слов о веб3 и при чем тут метаверс.

Одна из базовых претензий нонконформистов к текущему состоянию интернета – это его излишняя централизация. Вся власть в ругах ИТ-гигантов и вот это все. То ли дело времена на заре веб-строения, когда миром правили протоколы. Вот тут на арену выходит веб3, который по всеобщему недоразумению почти эквивалентен блокчейн-протоколам, а раз это новый мета-компьютер, то и новый метаверс, который, как известно, новый интернет, должен строиться на тех же принципах, поэтому тру метаверс - это открытый децентрализованный метаверс, работающий вне власти Ротшильдов, рептилоидов и транснациональных гигантов. Все понятно?

Тут есть, конечно, своя романтика и свой шарм. Поэтому то и дело мы наблюдаем, как к раскрутке "темы" привлекаются то Кардашьян, то сам Стивенсон. Нил, ну как же так?

Еще есть версии, что web3 и метаверс – это одно и то же, и что это два разных круга одной диаграммы Вейна:

Web3 Could Rewrite the Rules of User Identity by Bain & Co

Хаос в голове

Тем временем обычные граждане, как мы с вами, почти окончательно запутались, чем отличаются метаверс, медиаверс и мультиверс, поэтому следующий график вас не удивит (это гугл-тренды):

Все проходит, и это пройдет. Или безумие только начинается? 🤯 Держитесь!

Впрочем, в контексте других "реальностей", трудно не заметить, что "метаверс" дал рынку второе дыхание, обойдя текущий интерес к AR/VR/MR/XR/....

Работа

Как думаете пора ли переобуваться и открывать позиции по метаверсу? У вас уже есть Chief Metaverse Officer в компании? Говорят, это сейчас модно.

Хотя погодите, что это за график такой у нас?

Кажется, поезд ушел. Или нет? Например, Disney тихой сапой 1) выделил целого старшего вице-президента рулить метаверс-стратегией, 2) переманил из Meta руководителя коммуникациями по смешанной реальности, 3) заарканил из Apple креативного директора для развития нового поколения "сторителлинга", 4) собирается нанять отдельного юриста для проработки легального поля метаверса. А ведь империя Микки Мауса – это одна из тех компаний, которые действительно могут все эти *версы свести воедино.

Upd. 28.03.2023. На фоне кризиса в основных направлениях деятельности Disney проводит масштабные сокращения, включая оптимизацию ранее созданного "Metaverse Division". Отметим несколько моментов в этом шаге:

Собранная метаверс-команда искала новые пути для сторителлинга, в том числе с использованием технологического стека метаверса, это больше стратегия и внутренний консалтинг, нежели прикладная команда. В этом ключе, решение, продиктованное внешней консалтинговой компанией McKinsey, не удивительно.

В технологической части ничего не меняется, Disney (Pixar) как развивала технологию USD, претендующей на статус открытого стандарта для описания виртуальных и метаверсных сцен, так и продолжает развивать. И в целом, все что помогает дешевле и быстрее производить контент – верная инвестиция.

Важно, что все это происходит на фоне стагнации Диснейлендов, так и не оправившихся от пандемии, снижения интереса к киновселенной Marvel и упорной конкуренцией на нише стриминговых сервисов. Тут уж не до стратегических метаверсов.

Технологии

Тут мы подходим к самому интересному. Во-первых, есть как минимум один эксперт, который взял на себя труд копнуть на три метра глубже остальных и постараться разобраться, что же там за этим метаверсом скрывается по сути.

Это вообще удивительный мировой кейс, когда все знакомые эксперты сходятся на одном имени Метью Болла. Он, кстати, еще и книжку написал, которую все рекомендуют.

Так вот, Метью Болл выводит некоторое определение метаверса, с которым можно работать, а в наше время это уже много!

Метаверс – это массово масштабируемая и интероперабельная сеть отображаемых в реальном времени виртуальных 3D миров, которые могут восприниматься синхронно и постоянно потенциально неограниченным числом пользователей с индивидуальным ощущением присутствия, непрерывностью данных, включающих личности, историю, права, объекты, коммуникации и платежи.

Я, например, когда кто-то утверждает, что он/она уже стопятьсот лет как делает метаверс, сразу прошу сделать одно из двух: либо показать, как это нечто согласуется с определением Метью Болла, либо дать другое альтернативное определение метаверса. Очень удобно, скажу я вам, иметь определение от общепризнанного эксперта!

Не подумайте, что я тролю. Метью проделал огромную и очень важную работу в систематизации и популяризации, даже если кто-то с ним не согласен. Потому что, например, теперь мы знаем, что виртуального опыта в моменте мало, мы должны обеспечить постоянно присутствующую (обсчитываемую) и устойчиво сохраняемую модель мира, разделяемую (воспринимаемую) множеством участников. А это, как минимум, заход на совершенно другие объемы вычислительных ресурсов и архитектуру, нежели сегодня могут позволить себе шлемы Oculus или PSVR.

Важно, что под этот объем вычислений уже есть план. Например, вот такую картинку рисует Intel, рассчитывая, в том числе, на деньги из федерального бюджета США:

Отмечу, что в определении технологических компонентов или оснований метаверса есть некоторая сходимость. Все говорят плюс-минус об одном и том же наборе элементов:

Слои реализации метаверса по версии McKinsey & Co

Стандарты

Отчасти технологическая структура метаверса от Метью Болла совпадает с экспертной коллективной позицией форума по стандартам для Метаверса, который летом наконец-то разродился приоритетными направлениями для дальнейшей работы сообщества:

Но при этом в целом топит за интероперабельность:

Здесь важно обратить внимание на то, что за отдельные технологии / стандарты уже началась битва с попытками продвинуть свои наработки как стандарт по умолчанию. Например, Nvidia активно продвигает USD (не путать с долларами), как ключевой стандарт для описания сцен (universal scene description), и даже говорит, что это как "HTML для метаверса".

И снова деньги

Метью, кстати, сделал еще одну важную вещь: он сделал композитный индекс публичных компаний, так или иначе участвующих в развитии концепции метаверса, – The Metaverse ETV.

Из этого индекса вы не только можете понять, во что инвестировать, если вы верите в будущее метаверса (ну вдруг?), но прикинуть, что из себя этот метаверс будет представлять. Потому что в этом разрезе (напомню, что тут только публичные компании), метаверс будет неминуемо продолжением текущей деятельности каждой из включенных компаний.

ROBLOX продолжит делать игровую платформу, Nvidia – вычислительные устройства и алгоритмы, Apple – консьюмерские девайсы, Unity – инструменты разработки, Microsoft – топить за облако и игровой контент, Meta – развивать социальные сети, и т.д. Это такой неизбежный взгляд: метаверс как продленное настоящее современных технологических компаний. Примерно это же сообщает нам CBInsights:

The Big Tech in Metaverse Report by CBInsights

Мета Марка

Передохнем немного, пока мы не зашли слишком далеко. Давайте узнаем, как там дела у Марка с его метаверсом? Ведь дела у Марка не очень хороши!

Во-первых, акции Meta Inc. грохнулись вместе с остальным рынком, но, возможно, даже и чуть больше. И дело не только в общем кризисе, но и в том, что Марк стал меньше зарабатывать денег, потому у него упали рекламные доходы, потому что Тим Кук решил, что прайваси - наше все и не надо Марку слишком много знать про пользователей айфонов.

The Big Tech in Metaverse Report by CBInsights

Во-вторых, строительство метаверса – задача не из дешевых, а если хочется быть первым и самым главным, то нужно вкладываться вдвойне, в том числе скупая игровые студии. Тут уже и в долги можно влезть. (Мы же помним, что это не важно, потому что уже делим будущие триллионные пироги?) А еще специалисты дорого стоят, в США их не хватает, а еще они все после ковида не хотят в офис, мечтают о свободе и великом смысле. А еще инвесторы и акционеры тоже хотят кушать и просят снизить расходы на то, что не понимают (с $10B/year до $5B/year).

В-третьих, оказалось, что сами сотрудники Meta не горят желанием пользоваться бажным и глючным софтом, которые они же и делают. И тут Марк попадает в замкнутый круг: если мы не пользуемся сами тем, что мы делаем, то 1) как мы узнаем как правильно, 2) как мы это продадим другим. Как следствие, – а может, и как причина, – , у компании существенные проблемы с продукт-маркет-фит. 😒

В-четвертых, Марка с его текущими социальными сетями не пинает только ленивый. То британские регуляторы попросят его оставить в покое детей, то в России его запретят, то сенаторы США попросят отчитаться, то Паша Дуров снова обвинит вацап в небезопасности, то какая-то очередная утечка через сторонние приложения. В общем, куда ни плюнь, все плохо.

В-пятых, Марк немного так просчитался с выходом глобальной экономики из ковидного кризиса и теперь вынужден уволить 13% сотрудников компании.

С другой стороны, Марк довольно оптимистичен и говорит, что все могло быть хуже, а оно даже лучше! Ну и путь будет долгим.

Но на фоне взлета интереса к LLM (ChatGPT & Co) кажется, что Марк сделал неверную ставку. Компания Марка формирует "top-level AI team", которая будет фокусироваться на генеративном ИИ, и срочно выпускает свой фреймворк LLaMA, чтобы показать, что она тоже при делах.

Upd. 09.05.2023. И вот уже Business Insider пишет, что метаверс мертв. Марк убедил всех вокруг своей верой в метаверс, а как только сменился ветер, переобулся сам. Но если метаверс не нужен Марку и Мете, то он не нужен никому.  

Пожелаем Марку и его семье долгих лет и терпения!

Когда уже будет метаверс?

У Мэтью Болла вышла отличная статья, поясняющая, почему метаверс все никак не наступит. Главная проблема все та же, что и пять лет назад с AR/VR: упаковать суперкомпьютер в 150-400 граммовое устройство с экраном, сенсорами, камерами и другими прибамбасами.

Тем временем Поль Мюррей постарался найти живых в метаверсах...

И все-таки. Зачем нужен этот метаверс?

Ну вот правда. Что такого важного, не побоюсь этого слова, экзистенциального метаверс добавляет в нашу цивилизацию? И почему большое множество компаний так смело начало к нему стремиться?

Ох уж эти ваши метаверсы

Начнем с маленького лингвистического отступления. А как правильно: метаверс или метаверсы? Это одна метавселенная или множество метавселенных?

Ответ на этот вопрос, конечно, зависит от спекулятивной точки зрения, но, вкратце история вопроса такова:

  • (Большой, глобальный) Метаверс (The Metaverse) – как единая концепция трансформации опыта, архитектуры, технологий взаимодействия с цифровым слоем, сродни интернету, последствия и побочные эффекты реализации которой нам очень трудно предсказать и предвидеть с позиции сегодняшнего дня (именно на таком академическом использовании настаивает Метью Болл). Пример использования: "В концепции Метаверса у нас будут автономные цифровые аватары, работающие, пока мы спим."
  • Метаверсы как платформы Метаверса (metaverse platforms) – варианты реализации концептуального Метаверса от разных компаний и групп, вероятно, отчасти совместимые (интероперабельные); технологические стеки, архитектуры, сети и фреймворки. Пример использования: "Метаверс от Microsoft будет опираться на сегодняшние наработки в Teams и Mesh-аватарах поверх Azure".
  • Метаверсы как миры Метаверса (metaverse worlds) – как виртуальные или смешанные миры, в том числе несколько на базе одной платформы Метаверса; миры, как правило, тематичны и определяют некоторый сеттинг (правила игры). Пример использования: "Оказалось, что в метаверсы Decentraland и Horizon Worlds ходит очень мало людей".
  • "Метаверсы" – как калька жаргонного "интернеты" ("в этих ваших интернетах и не такое могут написать"); мемическая отсылка к тамошнему опыту – контенту или ситуации, которые есть или возможны там, но не тут. Пример использования: "В этих ваших метаверсах одни цифровые наркоманы, настоящего света белого не видели уже неделями."

Я в данной статье говорю преимущественно в первом смысле, но имея в виду, что концепция, конечно, должна иметь какие-то физические реализации и, вероятно, их будет несколько конкурентных.

В чем великая идея?

Никакая компания вам в здравом уме не расскажет об "истинных целях и причинах", но тем не менее определенные выводы мы можем сделать, исходя из определений и описаний. А о спекулятивных гипотезах поговорим отдельно.

Концепция метаверса, например, по Метью Боллу, дает нам несколько функциональных обещаний, которые принципиально отличают метаверс от того, что мы можем сделать сегодня:

  • Технологический стек метаверса должен позволить не просто переживать ощущения с большим уровнем погружения, но и переносить в виртуальную среду ту деятельность, которая сегодня все еще требует от нас физического присутствия. Отсюда оцифровка заводов и роботы Илона Маска (вы все ждали, где же он себя проявит, да?), отсюда генерация реалистичных и эмоциональных аватаров, отсюда удаленное присутствие с минимальными задержками. Тут мы должны задуматься, а что это за мир, в котором выгоднее и безопаснее вести деятельность на расстоянии? (Я не буду подсказывать.)
  • Цифровой стек метаверса должен обеспечивать постоянно актуализируемые цифровые модели физического мира, цифровых миров и процессов в них. Здесь и контекстные подсказки, и повсеместные вычисления (ubiquitous computing), и цифровые моделирование и симуляция на двойниках с предсказанием поведения объектов и акторов. Вся эта оцифрованная жизнедеятельность стекается в облако, в котором она оценивается, сравнивается и оптимизируется. Тут мы должны задать второй вопрос: а что это за мир, в котором "большой брат" стал неотъемлемой вездесущей частью реальности?
  • Финансово-правовой стек метаверса должен гарантировать распределение прибыли правообладателям от всех видов связанной деятельности и дальнейших производных продуктов, независимо от страновой привязки, выходя в над- или вненациональный уровень. Отсюда поиск путей учета авторства флуктуирующего не только в многоформатном разнообразии, но и растягивающегося в сверхбольшие модели ИИ, "паразитирующие" на всем наследии человечества. Тут мы должны задать третий вопрос: а что это за мир, в котором нужно не просто гарантировать доходность от своей интеллектуальной собственности, но и подчинить протоколу чужую?
  • Социальный стек метаверса должен подчиняться логике принятия и обеспечения разнообразия. Отсюда не только акцент на самореализацию людей (например, стилистическую), но и на встроенные механизмы регулируемых приватности и безопасности, автоматизацию перевода речи, и другие "компенсирующие" инструменты, позволяющие вывести случайную группу людей на совместную деятельность. Тут мы должны задать четвертый вопрос: а что это за мир, в котором принятие в деятельность форсированно возможно без необходимости физического переезда и долгой социальной и культурной адаптации?
  • Когнитивный стек метаверса, – мы его выше немного затронули, – должен вложить в руки и голову каждому человеку коллективное знание всего человечества, трансформируя накопленный опыт через модели искусственного интеллекта и дополняя, развивая и корректируя намерения и деятельность отдельных индивидуумов. Тут мы задаем пятый вопрос: а что это за мир, в котором группа людей, добравшихся до высших ступеней метаверса, подпитывается коллективным знанием всего человечества и оцифрованным опытом нижестоящих?

"Погоди-ка, погоди-ка", – скажите вы мне. – "Ну что ты сразу в дистопии и мировые заговоры? Есть же и хорошее?"

Ну, вообще говоря, начнем с того, что я не говорю, что это все плохо. Это просто очень интересный мир, в котором происходят очень интересные процессы. И не факт, что получится.

Но, смотрите, мы спрашиваем себя: "В чем великая идея метаверса?" И получаем простой ответ: "Метаверс должен перекроить систему отношений в мире от людей до стран примерно с той же силой, как это сделал интернет."

Это вектор, большой импульс технологического прогресса. А экзистенциальный вопрос остается открытым: перекроить в чьих интересах? Нам, конечно, хочется верить, что в наших руках отклонять этот импульс в пользу большей справедливости. Но так ли это?

Определение Метаверса

Посмотрев на разные точки зрения и сбив немного хайповой спеси, мы приближаемся к тому, чтобы попытаться определить, что же такое этот "Метаверс"?

Для контекста напомню определение Метью Болла, приведенное выше:

Метаверс – это массово масштабируемая и интероперабельная сеть отображаемых в реальном времени виртуальных 3D миров, которые могут восприниматься синхронно и постоянно потенциально неограниченным числом пользователей с индивидуальным ощущением присутствия, непрерывностью данных, включающих личности, историю, права, объекты, коммуникации и платежи.

Это определение характерно технологичностью, в чем-то созвучно классическим определениям интернета. Оно задает некоторые свойства и требования к чему-то, что мы либо называем метаверсом, либо нет. Но, – всегда есть "но", – оно не рассказывает, зачем это нужно. Как будто бы в нем подвешены "следующие версии" существующих технологий: как сейчас, но круче. Ооок.

Поэтому, мы не можем не воспользоваться тем фактом, что вы добрались до конца, и не порадовать вас определением от Human Spectrum Lab / Spectral Thinking Team:

Метаверс – это цифровое расширение пространства деятельности человечества, представляющее собой сеть а) виртуальных миров, б) актуализируемых в реальном времени цифровых двойников существующих физических пространств и в) виртуальных наслоений над ними:

  1. поддерживающих одновременное присутствие и взаимодействие потенциально неограниченного количества живых и искуственных участников, обеспечивая для них возможность глубоко иммерсивного, безопасного, адаптивного и инклюзивного опыта, в том числе снимающего физические, культурные, социальные, когнитивные и др. ограничения;
  2. позволяющих осуществлять внутри и между собой интероперабельный обмен объектов, статусов, прав, личностей и др. активов, обеспечивая устойчивые правила их конвертации, деградации, трансформации и др. операций над ними;
  3. спроецированных в воспринимаемые человеческим телом и осознаваемые его мозгом ощущения, доставляемые через инвазивные и неинвазивные устройства с обратной связью в цифровую модель;
  4. постоянно поддерживающих свою непрерывность, обеспечивая приемственность разорванного и асинхронного опыта взаимодействия в рамках заданного сеттинга.

Весьма вероятно, что такое длинное определение будет уточняться, но общее ощущение будет неизменным: Метаверс – это про перенос и расширение в цифру свойств физического пространства, обвязка вокруг мозга, позволяющая ему осваивать новые территории и измерения все тем же самым физическим телом.