🧊 Corpverse #1. Consumer Metaverse. The Hype (Хайп)

Дискуссии вокруг Метавселенной продолжаются, диванные аналитики сражаются с песочным замком Цукерберга, а потребители боятся грядущего будущего из сериала «Черное зеркало».

🧊 Corpverse #1. Consumer Metaverse. The Hype (Хайп)
Midjourney: a huge network of small planets as virtual worlds

CM¹.1. Обзор

Дискуссии вокруг Метавселенной продолжаются, диванные аналитики сражаются с песочным замком Цукерберга, а потребители боятся грядущего будущего из сериала «Черное зеркало». Консультанты запутались в своих показаниях, не умея различать Метавселенную, практические метавселенные, физическую мультивселенную, медиавселенную Marvel, в которой также есть мультивселенная безумия внутри, стремление Диснея двигаться к Метавселенной и заявления Маска о том, что мы живем в симуляции, то есть в Метавселенной. 🤯

CM¹.2. 🔮 Инсайты. Хайп перспективных технологий

Лидеры компаний исследуют тему метавселенной, чтобы понять потенциал, влияние и ключевые сценарии нового стека технологий.

Согласно хайп-циклу перспективных технологий им. Гидеона Исаиевича Гартнера[1], метавселенная только начала свое восхождение на вершину славы с прогнозом выхода на плато продуктивного внедрения не ранее, чем 2032 году. Для тех, кто в 2021-22гг. раскручивал тему метаверса и веб3, это не очень радостный прогноз, но он также не означает, что будущее откладывается.

Некоторые люди верят, что мы уже находимся в ранней стадии ее развития: по крайней мере, они утверждают, что строят ее несколько лет и призывают присоединиться к их собственной "метавселенной". Многим стартапам это кажется правильной стратегией: не дожидаясь общего согласия относительно определения концепции, попытаться взлететь на волне хайпа и общего интереса, объявив новым термином свою вчерашнюю деятельность.

Другие эксперты с удовлетворением и некоторым злорадством наблюдают за происходящим падением детища Марка[2], запасаясь попкорном.🍿 Пока (в 2022 году) все еще не понятно: Марк просто хайпует, пытаясь накрутить капитализацию своей группы компаний и навариться на ожиданиях инвесторов; он великий визионер, который прозрел «следующую большую штуку» (TheNextBigThing) и хочет занять лидерство в перспективной теме; он действует реактивно в ситуации тающего льда под ногами и уходящих рекламных доходов и пытается застолбить за собой хоть какую-то важную тему, в том числе из страха упущенной выгоды (FOMO); или…

Что точно можно утверждать: пока ваши корпоративные лидеры ни черта не понимают в метаверсе, они обращаются за советами к CTO/CDO/C..., руководителям исследовательских и инновационных лабораторий и другим технологическим специалистам и приглашают снаружи экспертов и гуру поделиться своими презами, кейсами и подборками ссылок. А это прекрасное время для консультантов и проходимцев! 😶‍🌫️


  1. В августе 2022г. Gartner добавила в свой ежегодный отчет Hype Cycle for Emerging Tech концепцию «Metaverse» как технологию, которая обещает выйти на «плато продуктивности» более чем через 10 лет. Другими словами, это не завтра. В своем отчете исследователи метаверсом называют «коллективное виртуальное разделяемое 3D-пространство, созданное при слиянии виртуально улучшенной физической и цифровой реальности.» ↩︎

  2. The Wall Street Journey подвела промежуточные итоги «успехов» Марка Цукерберга в создании метавселенной: «большинство пользователей Horizon Worlds не возвращаются, спустя месяц; пустой мир – это грустный мир.» Внутренние документы компании показывают, что «технология глючит, не интересна пользователям, а внутри компании не хватает четкого понимания усилий, необходимых для достижения целей.» ↩︎

CM¹.3. 🔮 Инсайты. Первый консьюмерский контакт

Сотрудники компаний исследуют метавселенную через консьмерский опыт: развлекательные и социальные сценарии.

Вы удивитесь, но ваши сотрудники погружаются в метавселенную снаружи компании. Они активно покупают шлемы виртуальной реальности на Рождество 🎅 (или Новый год 🎄) и как подарки на дни рождения для себя и своих детей, чтобы погрузиться в волшебный мир Диснея Цукерберга.

Рыночные аналитики отмечают, что в рождественский сезон 2021/2022 разошлось более двух миллионов шлемов Quest 2, а к середине 2022 эта оценка перевалила за 14.8 миллионов устройств [1]. Не за горами уже следующее поколение устройств, а оценка продаж переваливает за символические 20 миллионов штук[2]. И это только часть VR-устройств, доступных на рынке.

Дальше через смешанную реальность мы переходим к дополненной, в основном мобильному AR. Люди, знаете ли, все еще продолжают ловить покемонов (а некоторые полицейские ловят их вместо грабителей [3]). Snapchat, не популярный в России, но вполне успешный на родине, предлагает оценить себя в "метаверсе" через аватарные фильтры[4].

В общем, легко может оказаться так, что сотрудники про "метаверсы" знают уже больше, чем их руководители. Запомните этот звоночек.


  1. Летом 2022 года вышла довольно оптимистичная статистика о продажах Oculus Quest 2. Шлем виртуальной реальности от компании Meta стал самым продаваемым VR-устройством, показывающим рост в 242% в первом квартале года. С момента запуска в окттябре 2020 года устройство разошлось тиражом в 14.8 проданных юнитов. Портал GamingBolt отмечает, что "учитывая солидную библиотеку игр, простоту доступа и использования, успех платформы не является сюрприхом." ↩︎

  2. Согласно внутренним планам корпорации, пишет The Verge, Meta планирует в 2025 году выпустить умные очки со встроенным экраном и нейроинтерфейсом для управления, встроенном в умные часы (или браслет). Параллельно готовится к запуску в окрестности 2024 года следующее поколение шлемов: Quest 3 с возможностями смешанной реальности. Ожидается, что новое устройство будет дороже текущего Quest 2. Вероятно, можно ожидать и более "доступную" версию устройства, в которую постараются "запихнуть максимум возможного по наиболее привлекательной на VR-рынке цене". Между тем, продажи текущего "хита" Quest 2 затормозились: к марту 2023 года продано 20 миллионов устройств. ↩︎

  3. BBC рассказывает, что два офицера полиции в Лон Анжелесе (США) были уволены за преследование покемонов вместо ловли грабителей. "Пара полицейских была припаркована рядом во время сообщения по рации с вызовом к ограблению магазина. Но съемка внутри машины показала, что они играли в Pokémon Go и предпочли ловить редкого Snorlax вместо того, чтобы подстраховать коллег." ↩︎

  4. В 2021, на взлете хайпа метаверса, Snapchat выпустила аватар-фильтр дополненной реальности, делающей пользователя похожим на персонажа Sims. Что примерно соответствует, пишет издание Inventiva, тому, "как вы будете видеть в метавселенной". Это не первый подобный эксперимент компании, ранее она выпускала диснеифицирующие фильтры для животных и людей, превращающих их в мультяшных персонажей. ↩︎

CM¹.4. ⚗️ Эксперименты. AR / VR как предтеча метавселенной

Ранние эксперименты по использованию AR/VR решений для корпоративных тренингов и сценариев, связанных с 3D-моделированием и удаленным дополненным присутствием.

Продвинутые организации, которые ранее запустили AR/VR-лаборатории, продолжают экспериментировать с AR/VR/3D для задач корпоративного обучения и повышения квалификации[1], а также во вполне очевидных сегодня сценариях, требующих работы с 3D-объектами или удаленного присутствия. Это позволяет натренировать взгляд и мета-мускулы. Но есть и минусы: они транслируют, что AR/VR и метаверс – это примерно одно и тоже.

Как результат, CEO таких компаний, проведя час своей жизни во втором квесте, на основании этого опыта публично заявляют, что метаверс еще не готов и нам до него еще много лет работы. Мы согласны с выводом, но не с аргументами.


  1. TechCrunch рассказывает о швейцарском стартапе Loft Dynamics, поднявшем $20m на создание виртуальной симуляции для пилотов вертолетов. Технология компании позволяет испытывать реалистичные учебные сценарии, включая ночные полеты и прохождение проверки навыков. Тренажер способен давать силовую обратную связь, воспроизводя отказы систем и другие проблемы, и получил разрешение от европейского агентства авиационной безопасности на учет часов в симуляторе в качестве официальных тренировочных "кредитов". ↩︎

CM¹.5. 🚸 Риски. Метавселенная не представляет угроз

Метавселенная не представляет угрозы. Это всего лишь еще один хайповый термин.

Несмотря на всевозможные спекуляции, – а некоторые персонажи всерьез уверяют, что метаверс Марка Эдуардовича Цукерберга – это чуть ли ни сионистский заговор с целью превратить всех людей в компьютеры, – в массовом сознании метаверсы не воспринимаются как угроза, тем более угроза сегодняшнего дня. Это просто еще один хайповый маркетинговый термин. [Meta Hype, Meta Conspiracy].