🧊 Corpverse #5. Consumer Metaverse. The Mirror: Plague & Hope (Зеркало общества: чума и надежда)

Метаверс скорее есть, чем его нет. О существовании и развитии метаверса, как в свое время с интернетом, мы можем судить скорее ретроспективно. Все провалы смываются блокчейн-дождем со скрижалей историй и даже веб-архив, возможно, уже не в курсе тысяч сделанных ошибок.

🧊 Corpverse #5. Consumer Metaverse. The Mirror: Plague & Hope (Зеркало общества: чума и надежда)
Midjourney: digital budha in cosmic palace

CM⁵.1. Обзор

Метаверс постепенно из относительно небольшого набора приложений для ранних адептов, мечты Цукерберга избавиться от яблочно-гугловой зависимости, попыток вчерашних криптанов переобуться в веб3 и стремлений консалтинговых агентств запустить новую тему, чтобы продавать прошлогодний снег, превращается в многослойную конструкцию, пронизывающую разные сферы жизнедеятельности.

Метаверс скорее есть, чем его нет. О существовании и развитии метаверса, как в свое время с интернетом, мы можем судить скорее ретроспективно. Все провалы смываются блокчейн-дождем со скрижалей историй и даже веб-архив, возможно, уже не в курсе тысяч сделанных ошибок. Но мы с вами помним, что нас двигала идея. А мы двигали метаверс, когда еще никто не мог объяснить, что это такое.

CM⁵.2. 🔮 Инсайты. Цифровые наркотики

Настоящие "цифровые наркотики" и высокоиммерсивный опыт становятся социальной проблемой.

Опыт медицинского применения виртуальной реальности для лечения психологических отклонений и болезней, а также реабилитации поднимает вопросы о регламентировании применения VR как фармацевтики. Государственные агентства постепенно вырабатывают практику сертификации таких решений.  

Тем временем ученые и геймеры параллельно (но ссылку дадим только на первых) изучают психоделические эффекты от применения VR. Постепенно становится понятным, почему Марку Цукербергу так нравится проводить встречи в окулусе вместо зума: исследования показывают, что VR вызывает заметно более сильное привыкание, чем игры.

Рано или поздно это приведет к тому, что по реддитам, тиктокам и ютюбам прокатится новая волна хайпа, не на шутку пугающая родителей и сердобольных журналистов: по-настоящему беспроводные цифровые наркотики. Страхи фанатиков, казавшихся на волне хайпа людьми, далекими от технологического прогресса, оказываются реальностью не виртуальной, а вполне себе физической. Слишком реалистично, слишком достоверно, слишком затягивающе. "Слишком" станет проклятием метаверса.

Регуляторы подымут вопрос о необходимости сертификации и запрещения этих ваших метаверсов, а провайдеры опыта снова постараются провернуть фокус с саморегулированием индустрии через возрастные рейтинги.

CM⁵. 3. ⚗️ Эксперименты. Пузырь метаверса

Первая волна ориентированных преимущественно на метарверс малых и средних бизнесов.

Пузырь растет и держит удар: пока на смену веб3 приходит веб4, метаверс как большая идея все еще наплаву. Меняются очертания целевого опыта, в игру постепенно вкатывается Apple, а релоцированные в США заводы микроэлектроники наконец-то выходят на целевую мощность. Все готово к рывку в зеленый мир метаверса. И даже криптозима, кажется, начинает заканчиваться.

Формируется первое поколение [выживших] стартапов, малых и средних бизнесов, созданных исключительно для и на метаверсе (или даже на платформах, предлагающих метаверс как сервис). Журналисты ожидают великое противостояние: единороги эпохи метаверса (но не децентраленд) против техно-гигантов. Нил Стивенсон по-прежнему не уверен, что VR нужен для метаверса.  

Виртуальные пороги стартапов начинают обивать инвесторы, а консультанты начинают обивать пороги корпоратов, доказывая им, что это "новая тема", пора! Примерно, как десять-пятнадцать лет назад cloud-born, только теперь у них есть шанс не упустить момент. [Meta-born Startups]

CM⁵. 4. ⚙️ Практика. Зеленые налоги для метаверса

Зеленый (углеродный) налог на метаверс и виртуальный опыт способствует поиску баланса в смешивании цифрового и физического миров.

Лапки экологов и новая "Грета Тунберг" дотягиваются до метаверса. Выясняется, что, конечно, Марк Цукерберг лично виноват в глобальном потеплении, потому что столько ресурсов, сколько жрет метаверс, никто больше не жрет. (Ну по крайней мере, Intel обещает, что метаверс потребует порядково больше вычислительной мощности, чем нам доступно сейчас, поэтому мы склонны верить Грете из будущего.)

Для правительств по всему миру зеленое регулирование оказывается удобной палочкой-выручалочкой, чтобы обуздать гигантские ИТ-корпорации с их непомерными инфраструктурами обработки данных. Зеленый налог на вычисления и, как следствие, метаверс заставляет компании немножко "отрезвиться" и искать более экологичный баланс между цифровыми и физическими мирами, жестко привязывая выбор к оставляемому углеродному следу и стоимости электричества.

Когда и этого оказывается мало, в игру вступает налог на зарубежную прибыль, полученную на местной пастве, уже пройденный с апп-сторами и большими ИТ-сервисами.

CM⁵. 5. 🚸 Риски. Метаразрыв

Формируется новый цифровой разрыв.

Общество делится на тех, кто в мете, тех, кто в теме и тех, кто ни в мете, ни в теме. Политики из двухтысячных, пропускают уже вторую технологическую волну, и еще меньше понимают, куда уходят их внуки. А внуки, окрыленные цифровыми баталиями и глобальной коллаборацией вне языковых барьеров, не понимают, в какие геополитические игры играют их отцы и, особенно, деды.

Из твиттеров и мастодонов звучат призывы подарить старикам по новой шестой плойке с PSVR-3 и новой супер-реалистичной цивилизацией от Сида. А с голубых экранов телевизоров и в радиоэфирах обещаются вернуться к истинно традиционным ценностям.

Родители нового поколения переживают, что их дети перестанут писать сочинения и эссе и сдавать тесты самостоятельно и все подсядут на ChatGPT и его последышей, не понимая, что сверхбольшие модели ИИ – это новая поисковая система, и совершенно забыв, как они смеялись над учителями своих родителей, заставлявших тех писать чернилами, не принимая шариковых ручек.