Призма инклюзивности. Мнения 📚. Альберт Шум про дизайн-культуру, мышление и инклюзивный дизайн
Сегодня я продолжу рассказывать "истории изнутри" ― от практиков Inclusive Design в Microsoft. В самом начале я приводил 5 уроков со стороны маркетинга от Криса Капосселы. Теперь давайте поговорим про непосредственно дизайн.
Итак, разные мысли от Альберта Шума, главного по дизайну в Microsoft (CVP of Design), -- в моем вольном пересказе. :)
1. Что делает продукты Microsoft продуктами Microsoft? Что определяет характер продукта?
Такие вопросы относятся к экзистенциальным для каждого дизайнера. Для меня, как главы дизайнерской команды Windows, критично вдумчиво подходить к роли дизайна в технологиях. Я ищу ответы в сотрудничестве с другими лидерами в компании и внешними партнерами, постепенно улучшая характерные черты дизайна Microsoft.
Мы создаем опыты, которые опираются на возможности доступных нам технологий, чтобы удовлетворять новым [не всегда осознанным] потребностям. Есть некоторое количество трендов, которые мы можем предсказать, но сегодня они разворачиваются все быстрее, и это именно задача дизайна ― увидеть потребность, адаптироваться и продолжать создавать согласованные и удобные решения для пользователей.
Подумайте о том, насколько быстро эволюция прошла от командной строки к графическому интерфейсу с клавиатурой и мышью, к сенсорным экранам и перу, мобильным устройствам, повсеместным устройствам, огромным экранам, смешанной реальности и устройствам с нулевым UI. Мы, как люди, находимся в пересечении этих технологий со множественными входами и плывущим контекстом. Задача дизайна сегодня ― упростить, используя контекстные вычисления, диалоговые интерфейсы и интеллектуальные возможности. Это будущее, в которое мы вкладываемся.
Но что это на самом деле означает для продуктов Microsoft? Какие ценности мы закладываем? Доверие? Новые возможности? Инклюзивность?
Чтобы ответить на такие вопросы, мы обычно обращаемся к языку дизайна, позволяющему создать набор разделяемых ценностей. Но ключевую роль в определении идентичности играет чувство культуры, того, как мы вместе что-то создаем. Как люди в Microsoft работают и ведут себя? Во что они верят, и как эта вера переносится в опыт, который мы выносим во внешний мир?
В технологическом мире есть тенденция смотреть на роль личности, ― отдельных персонажей, мифологических создателей и визионеров, чья искра двигает дизайн продукта вперед. Хотя это не умаляет креативности и способности вдохновлять, риск заключается в том, что вы будете подкреплять отдельного героя, его внутреннюю альфу, мощь единого гения в создании образа для мира.
Однако принципы дизайн-мышления, ― эмпатия, узнавание, итеративность, совместное творчество, сотрудничество, открытость к новому, исследование, ―не работают в культуре одного героя. На практике, дизайн продукта ― это совместная работа множества дисциплин, объединенных желанием сделать решения лучше для наших клиентов, а не нас самих.
Нас (и Сатью) волнует, можем ли мы, как Microsoft, избежать закона Конвея (см. вики)? Нам нужен целостный взгляд на продукт на всей цепочке создания и реализации опыта, позволяющий убрать склейки и ограничения на его пути. Дизайн-система, которую мы создаем, должна двигаться за счет креативной силы коллектива, включающей широкий спектр точек зрения, а значит разнообразие ее составляющих. Это означает, что нам нужна инклюзивная культура внутри, это единственный способ создавать инклюзивные продукты для всех.
Все это особенно критично сегодня, когда мы сдвигаемся в новую парадигму вычислительного дизайна, ― нам важно сохранить человечность как часть характера продуктов Microsoft.
https://medium.com/@alshumdesign/the-power-of-design-culture-d065ccd4eb4f
2. Как сделать характер продукта реальностью? При чем тут радикальная эмпатия?
Если культура дизайна ― это дух того, как мы проектируем в Microsoft, то дизайн-мышление ― это проявление этой культуры. Есть множество способов описывать дизайн-мышление, но в конечном счете это разговор о ценностях, которые вы уважаете, и способе проявления позиции вашей дизайнерской команды.
Иногда дизайн-мышление воспринимают как короткие сессии со стикерами с амбициями решать мировые проблемы со скоростью зарисовки одной бумажки. Кто-то говорит, что это просто способ упаковки здравого смысла. Не уверен, что все эти разговоры вполне справедливы.
Для меня дизайн-мышление ― это набор креативных инструментов, помогающих выработать эмпатию с нашими клиентами, понять "почему" прежде, чем мы займемся "что", расширить и принять разные точки зрения. Это о включении других в процесс, слиянии идей разных людей в ходе создания и экспериментирования. Это способ внести ясность и добавить энергию в возможность.
Для дизайнерских команд в Microsoft это способ добавить в разговор призму "кто". Мы любим говорить, что наша миссия ― помочь каждому, но для кого именно мы создаем продукты? Как создавать продукты и сервисы, инклюзивные для каждого? Ответ в инклюзивном дизайне, как процессе, определяющем как мы создаем, как мы применяем дизайн-мышление для разработки продуктов, удовлетворяющих максимальному количеству людей.
Когда вы что-то создаете, вам не терпится погрузиться в разработку. Вы знаете, что вы хотите сделать, понимаете новые технологии, которые будете использовать, у вас жажда творения. Задача в этот момент ― остановиться и понять, для кого вы это все делаете?
От наших продуктов и сервисов зависят миллионы клиентов, мы неизбежно делаем предположения о том, что именно будет работать для всех. Подход инклюзивного дизайна позволяет переформулировать возможность создания так, чтобы мы понимали, кто исключен из опыта. Это создает новое знание, которое может быть использовано при разработке. Инклюзивный дизайн ― это метод дизайн-мышления, включающий больше точек зрения в создание опыта, это основа ответственного проектирования.
Как дизайнеры, мы должны думать не только о том, как люди будут использовать наши продукты, но и о последствиях в реальном мире от наших намерений. Отсюда встает большой вопрос об этике в дизайне. Мне кажется, мы должны определить свою ответственность за мир вокруг и решения, которые мы создаем. У нас есть возможность принести осознанность в характер продукта.
Но мы двигаемся и создаем с такой скоростью, что иногда новые фичи запускаются каждый день. Как балансировать между этой гонкой и пониманием, что быстрое движение может быть разрушительным? Инклюзивность на старте может улучшить долгосрочное влияние наших решений: мы создаем ценности и новые решения с радикальной эмпатией в основе. В этом наша ответственность, как дизайнеров, считаться с влиянием каждой выпущенной фичи на жизни клиентов.
https://medium.com/microsoft-design/inclusive-design-thinking-at-microsoft-5509da5f8ac0
3. В чем смысл инклюзивного дизайна?
Это важная тема, которая требует правильных формулировок. Если ее трактовать неправильно, мы легко можем начать говорить о плохом дизайне. Множество вещей, которые мы создаем, провоцирую исключения. Мы пытаемся вывернуть формулу, чтобы понять, кто те люди, кого мы исключили, и после этого воспринимать их, как возможность действительно изменить наш взгляд на создание продуктов.
С корпоративной или индустриальной точки зрения, дизайн сегодня очень сильно меняется. Он стал широким, влияние дизайна огромно. Поэтому обеспечение равенства, ― убедиться, что мы делаем правильные вещи с разных точек зрения, ― это наша ответственность.
Возможность что-то изменить начинается с эмпатии, понимания людей и восприятия их проблем. Дизайн-процесс может быть очень персональным, но со временем вы понимаете, что он не про вас. Вы служите. В этот момент вы понимаете, что означает дизайн и его силу. Инклюзивный дизайн для нас ― это способ создать эмпатию и принести ее во всю команду, создать связи между дизайнерами и конечными пользователями.
Когда вы создаете продукт для миллиарда людей, это не о том, как создать один продукт, подходящий для каждого. В этом основа инклюзивного дизайна. Мы смотрим на широкий спектр возможностей (например, физических или когнитивных), чтобы понять, кто оказался исключен.
Свежий пример ― Xbox adaptive controller. Мы сделали шаг назад, использовали практики инклюзивного дизайна, сотрудничали с сообществом, живыми экспертами, чтобы понять их потребности. Но дело не только в том, чтобы взять существующий продукт и сделать его более доступным. Это о понимании потребностей людей с самого начала, чтобы в конце создать продукт, полезный для еще большего числа людей. В этом случае мы открываем намного больше возможностей.