Призма инклюзивности. Теория📗. Принципы инклюзивного дизайна (2018)

Призма инклюзивности. Теория📗. Принципы инклюзивного дизайна (2018)

Наша последняя тема в первом модуле — принципы инклюзивного дизайна. Это основа инклюзивного дизайна как подхода, правила и инструкция по применению.

В инклюзивном дизайне три ключевых принципа:

  1. Признай исключения (Recognize exclusion)
  2. Узнавай через многообразие (Learn from diversity)
  3. Решай для одного, расширяй на многих (Solve for one, extend to many)

Я обычно рассматриваю их не только как направляющие ценностные установки, но и как последовательность действий: 1) разобраться в ситуации, 2) узнать ее лучше через вариативность, 3) решить экстремальный кейс и смасштабировать решение на широкую аудиторию.

Признай исключения

Это первый и самый важный шаг, на котором мы выясняем, что есть люди, исключенные из пользования созданным продуктом, сервисом или окружением. Здесь мы пытаемся описать "исключенную аудиторию", подсмотреть, кому неудобно пользоваться нашим продуктом или кто избегает взаимодействия с ним.

Хорошо бы разобраться также, почему так получилось, но это не охота на ведьм: большинство исключений происходит, потому что мы всегда исходим из наших собственных предубеждений. Поэтому это не упражнение по назначению виновных, а честная попытка описать наши предустановки, которые идут в разрез с действительностью.

От гипотез и эпизодических проблем или инверсии целевой аудитории мы можем перейти к описанию нестыковок (mismatch). Нестыковка — это разрыв между нашими представлениями и реальностью. Называя нестыковки, мы соглашаемся с наличием исключения, то есть признаем его.

1980 Ограничение как свойство человека. Сегодня ограничение как несоответствие ожиданий.

Этот переход от фактов действительности к описанию нестыковок мы обсуждали, когда говорили о различии между медицинским и социальным пониманиями ограниченности:

Ограничение происходит в точке взаимодейтвия человека и общества. Физическое, когнитивное или социальное исключение — это результат нестыковки взаимодействия. Это наша отвественность, как дизайнеров, понимать, как наши решения влияют на взаимодействия и создают несоответствия.

— Inclusive Design Toolkit Manual [Microsoft]

Делая такой переход, мы наделяем дизайнера (в широком смысле) властью и правом решать озвученные проблемы. Это важно, так как все нестыковки случаются "by design", то есть происходят из наших предубеждений.

И весь наш разговор — он про то, как сдвинуть позицию дизайнера в сторону лучшего понимания ситуации, борьбы с его внутренней нормой. Тут важно отметить, что дизайнер, как и инженер, не художник. Художник имеет право сказать "я так вижу", у дизайнера такого права нет.

Проектируя, по умолчанию, дизайнер берез себя, как образец нормы.

Напомню также, что хотя исторически инклюзивный дизайн вырос из тематик "людей с ограниченными возможностями" (по медицинским основаниям) и "стареющего населения", сегодня мы используем расширенное понимание ограниченности. Исключить людей можно по самым разным признакам, именно поэтому мы рассматриваем инклюзивный дизайн как методологию широкого применения.

Более того, мы уверены, что каждая новая технология, охватывающая значительную часть населения, будет привносить новые признаки, новые ограниченные ситуации, новые нестыковки.

На протяжении всего модуля мы рассматривали в качестве одного из опорных сценариев историю с автономными машинами. Действительно, представьте, что завтра они появятся на дорогах общего пользования. Что произойдет? С какими нестыковками мы столкнемся? А кто окажется исключенным из опыта их использования?

Задавать себе такого рода вопросы — и есть первый принцип инклюзивного дизайна: чтобы говорить про включение, расширять аудиторию, надо понять, кого мы исключили. Диалог начинается с признания исключений.

Узнавай через многообразие

Мы поняли, с чем мы имеем дело и назвали нестыковку. Теперь нам надо прочувствовать и проанализировать ее глубину и широту, понять ее вариативность и узнать, что люди делают с ее проявлениями. Другими словами, описать спектр персоны для нестыковки и проанализировать его.

На этом шаге мы исходим из двух важных гипотез:

  1. Люди являются реальными экспертами в адаптации под ситуации с ограничениями. Если среди людей, подпадающих под действие нестыковки, есть те, кто "живет" с ней постоянно или достаточно долго, то, наверняка, некоторые из них придумали, как ее преодолеть. Мы можем подсмотреть этот опыт, улучшить и масштабировать его.
  2. Аудитория, затрагиваемая нестыковкой по временным или ситуационным основаниям огромна. Огромна — это существенно больше, чем мы думали по умолчанию. Поэтому бизнес-отдача от решения может быть достаточно убедительной, чтобы действовать не только из гуманитарных соображений.

Понимание многообразия людей и ситуаций — это основа для дальнейшей работы, потому что мы пытаемся за счет изменения формулировок и точки зрения найти (авто)-масштабируемые решения. Но эта динамичная и вариативная точка зрения не то, с чем мы привыкли работать.

Чтобы ее выработать, нам надо обратиться к людям, поставить их в центр дальнейшего исследования. Наблюдая за людьми в реальных условиях, отмечая, как они адаптируются к ним, мы формируем более полное понимание ситуации, включая осознание мотивации, которая часто оказывается общей для всех людей!

Нам нужная свежая и охватывающая разнообразие точка зрения, чтобы подход сработал. Человеческие существа обладают удивительной адаптивностью к разным ситуациям, понимание этих адаптаций — ключ к реальном пониманию.

Когда опыт не работает для людей, как он должен, люди подстраиваются. Иногда весьма поражающими способами, которые дизайнер никогда не подразумевал.

— Inclusive Design Toolkit Manual [Microsoft]

Выработка эмпатии к людям — важная часть дизайна. Однако важно помнить, что развитие эмпатии к исключениями и ограничениям через симуляцию разных условий (например, используя повязки на глаза, затычки в уши или костюмы-симуляторы) может быть обманчивым: мы относительно легко можем представить скованность физических ограничений, но с трудом понимаем эмоциональную составляющую, и еще хуже нарушение когнитивных функций.

Второй принцип инклюзивного дизайна — в принятии и глубоком понимании многообразия, с фокусом на экстремальную, постоянную часть спектра с точки зрения фокуса решения и с акцентом на широкую часть с точки зрения дальнейшего масштабирования и анализа вариативности.

Решай для одного, расширяй на многих

Третий шаг — решить задачу в ее экстремальном проявлении. Экстремальная, постоянная форма ограничения не просто акцентирует наше внимание на тяжелом состоянии для какой-то группы людей, она позволяет сосредоточиться на универсальных свойствах.

У нас у всех есть какие-то возможности и ограничения этих возможностей. Каждый испытывает исключение по мере взаимодействия с тем или иным продуктом. Для кого-то это сиюминутная проблема, а для кого-то тяжкое испытание. Акцент на последних, позволяет увидеть ограничение в наиболее сильном и понятном проявлении. И часто это единственный способ сделать соизмеримо сильное решение.

Проектирование для людей с постоянными ограничениями может показаться серьезным требованием, но получаемый результат может, на самом деле, затрагивать намного большее количество людей. К примеру, субтитры были созданы для людей с нарушениями слуха. Но сегодня от их использования выигрывают многие: дублирование текстом сообщений в переполненных аэропортах или обучение детей чтению. Аналогично, высоко-контрастные экраны были изначально сделаны для людей с нарушениями зрения. Но сегодня, эта функция успешно работает для многих людей, читающих на ярком солнце. Это же верно для пультов удаленного доступа, автоматически открывающихся дверей, аудиокниг, электронной почты и многого другого. Проектирование с учетом ограничений — это просто хороший дизайн.

— Inclusive Design Toolkit Manual [Microsoft]
Ограниченность как направление поиска лучшего решения для всех.

В экстремальных ограничениях есть своя красота: возможность отбросить полумеры. Часто это звучит как запрос на радикальные решения, сочетание несочетаемого. Но далеко не всегда решения будут легкими в реализации или масштабировании.

В одних случаях решения оказываются "простыми". Например, пластиковые трубочки (в том числе сгибающиеся) оказались настолько востребованными и легкими в масштабировании, что успели загрязнить планету в таких масштабах, что местами уже говорят об их запрете. А электронная почта — основа всех деловых коммуникаций сегодня.

В других случаях путь от местного решения до масштабного применения долог и тернист — и нужно годами ждать, пока созреет соответствующий рынок, как это было с изобретением печатной машинки и в истории с чемоданами на колесиках, или пока технологии будут открыты для массового консьюмерского рынка, как это было с высокопрочными тканями вроде кевлара (и современными военными вариантами), которые сегодня можно использовать при создании рюкзаков с защитой от порезов на Kickstarter.

Наш третий принцип инклюзивного дизайна: сфокусироваться на решении для одного экстремального случая, и только после этого заниматься масштабированием. Мы не пытаемся создать универсальное решение, но мы делаем решения, бьющие в универсальные ограничения и потребности.


Итак, три ключевых принципа инклюзивного дизайна:

  1. Признай исключения (Recognize exclusion).
  2. Узнавай через многообразие (Learn from diversity)
  3. Решай для одного, расширяй на многих (Solve for one, extend to many)

Следуя им, мы получаем более ясное понимание проблематики, более строгие ограничения и более полное представление об их вариативности. Мы пытаемся ухватить проблему в ее многообразии и использовать адаптивность человечества в качестве источника решений.

Но важно помнить, что инклюзивный дизайн не магия. Применяя этот подход, мы просто меняем точку зрения и систему координат, в которой формулируем задачи и ищем их решения. Это не панацея, но критичный инструмент в арсенале каждого дизайнера. И не важно, что вы проектируете: приложения, законы или команду.