Призма инклюзивности. Теория 📗. Universal Design, Accessibility и Inclusive Design (2018)
Наше погружение в инклюзивный дизайн мы начнем с небольшого исторического экскурса, чтобы обозначить смежные темы и провести между ними некоторые границы.
Нас волнуют три термина, которые в широкой литературе и медиа-пространстве часто смешиваются, хотя на мой вгляд их важно разносить именно потому, что они дают разные точки зрения на один сюжет. И в этом их ценность.
Итак, наши три термина: Universal Design, Inclusive Design и Accessibility.
[Важный момент: я не претендую на строгую академичность поэтому дам тем определения, с которыми удобно работать. Начнем с самого простого и понятного.]
Accessibility
Доступность или обеспечение доступности, сюда же можно отнести ассистивные технологии и все, что с ними связано, ― это область деятельности, направленная на создание продуктов, сервисов или окружений для людей с ограниченными возможностями, или исправление проблем недоступности в существующих продуктах.
Отмечу, что чаще всего речь идет именно о второй части ― как пофиксить (исправить) опыт существующих продуктов: как сделать доступным подъезд, переход, сайт, приложение и т.п. Тонкость момента в том, что обычно это требует дополнительных инвестиций, поэтому реализуется исходя из регулирования или просто социальной ответственности. Шутка ли, сегодня сделать доступный сайт, как правило, дороже, чем обеспечить кросс-браузерную совместимость.
Первая же часть, про специальные продукты, например, протезы, воспринимается как нишевая с малым рынком, поэтому продукция оказывается дорогой, часто неудобной и т.п. Ну и вообще проблема эстетичности и удобства на рынке продуктов для людей с ограничениями не решается почти никак (то есть только в рамках отдельных дизайнерских проектов и в редких компаниях, которые нащупали достаточный рынок).
Чтобы лучше понять, о каких монстрах идет речь ― вбейте в поиск "гусеничный подъемник для инвалидных колясок", посмотрите какое-нибудь видео эксплуатации, после чего оцените февральскую новость от московского метро: московское метро закупило 12 таких подъемников, которые будут перемещаться между станциями в соответствии с предварительными (!) заявками пассажиров.
Мы в этом цикле про доступность фокусно говорить не будем, но это важная тема, про которую набо будет поговорить на втором заходе погружения (не знаю, когда это случится). Это такой Level 2, но важность его вы поймете, когда мы будем говорить про спектр.
Universal Design
Универсальный дизайн ― термин возник в США и далее стал популярным в тихоокеанском регионе (Япония, Австралия и т.п.). Возник он на почве борьбы за равноправие доступа к государственным учреждениями и важным локациям для людей с ограниченными возможностями. Особенно актуальным это стало после войны во Въетнаме, когда домой вернулось огромное количество покалеченных людей.
Вопрос, который ставит UD, звучит примерно так: как нам сделать нечто одинаково удобным для всех людей (с разными возможностями, ограничениями и т.п.). Этот лозунг, как не трудно догадаться, удачно вписывается в борьбу за гражданские права и легко расширяется на все новые и новые категории людей.
Например, если говорить про городскую среду и дорожное движение, UD спрашивает: как должна выглядеть дорожная сеть и конкретные решения, чтобы они были удобны сразу для всех участников: водителей, велосипедистов, общественного транспорта, пешеходов, инвалидов, родителей с колясками, слепых, глухих, маленьких детей, и т.п.
Два интересных момента про UD:
1. Кто такие все? Это те, кого мы в текущий момент времени (или на текущей итерации) смогли обозначить.
Пример, который приводит Kat Holmes (про нее отдельно расскажу), тут весьма показателен. Когда под лозунгами универсального дизайна решили, что необходимо спроектировать более удобные тротуары, то, условно, вспомнили про обычных пешеходов и колесных (инвалидные коляски, детские коляски). Сделали скосы на тротуарах, чтобы было проще съезжать, то есть убрали барьеры. Кстати, стало лучше также и для тех, кто на великах, роликах и самокатах, и даже с чемоданчиками на колесиках!
Потом оказалось, что для слебых и слабовидящих ситуация ухудшилась! Чудовищно даже. Люди стали выходить на проезжую часть, не понимая, где границы сред. Далее сделали вставки с пупырышками или ребрами и яркой (обычно желтой) краской. Стало лучше. Причем сегодня, мы можем назвать еще одну частично слепую аудиторию, которая также выиграла -- это те, кто идут, уткнувшись в смартфон.
Но, наверняка, на какой-то следующей итерации найдутся те, для кого и это решение неудобно. На одном из тренинге мне жаловались, что людям на роликах эти ребрышки жутко мешаются. Да я и сам, передвигаясь на самокате, страдаю!
2. Сколько это стоит? Универсальный дизайн как таковой не требует оценки бизнес-составляющей, эстетики и т.п. Частично это компенсируется массовостью аудитории и автоматическим ее масштабированием.
И еще: если требование универсальной доступности становится регуляторным, это может приводить к странным вещам. Громкая история прошлого года, когда министрество юстиций США потребовала от университета Berkeley обеспечить доступность их onlinе-курсов для людей с нарушениями слуха, зрения или управления. Изначальная мотивация университета очень простая: выкладывая курсы онлайн бесплатно, мы делаем знания доступными для сильно большего круга студентов. Однако требование сделать их еще более доступными оказалось неподъемным с точки зрения необходимых инвестиций. В результате, следуя предписанию, университет просто убрал курсы из общего доступа.
Так, и еще ремарка: "в Европах", как говорится, свой взгляд на проблему, поэтому более распространенный термин ― Design for All (особенно, в регуляторном контексте). Причем, что интересно, европейская мысль развивается не от людей с ограниченными возможностями, а от стареющего населения. Причем, кажется, это не столько вопрос заботы о старших, сколько (внимание!) вопрос заботы о себе стареющем или стареющей. Как мне сказали на одном из тренингов, "молодежь-то в Европе нищая, все деньги у старшего поколения".
Inclusive Design
Это относительно новый термин, одно из первых публичных упоминаний относится к 1994 году и работам Roger Coleman (это интересный момент, когда европейская мысль презентуется в Северной Америке, Канаде!). С своем выступлении "The Case for Inclusive Design" он пишет так:
"…необходимы новые подходы, чтобы построить мост над существующей пропастью между основной линией развития дизайна и дизайном для пожилых, особенно учитывая масштаб демографических изменений.
Концепция инклюзивного дизайна, объединенная с техниками рассказа историй и построения сценариев, может превратить то, что обычно рассматривается, как подраздел дизайна для ограничений, в прекрасный путь к продуктовым инновациям и более удобному будущему для всех. С изменением отношения к старению и ограничениям эргономика играет растущую роль в проектировании и оценке повседневных продуктов и окружений, позволяя убедиться, что они соответствуют максимально широкому спектру возможностей в своей аудитории."
Из этой первой заявки я отмечу два момента:
- Очень сильное изначальное пересечение с терминами universal design, design for all. И в широком понимании термина это пересечение развивается вплоть до смешения и синонимичности.
- Значительный акцент на бизнес и прикладные инструменты (сторителлинг, проектирование повседневных продуктов и т.п.).
Не знаю, как так получилось, но идеи инклюзивного дизайна прижились по обе стороны атлантики. Причем получился странный микс: с европейской стороны он сильно пересекается с американским универсальным дизайном, а с американской, он как раз дистанцируется, чтобы не быть вторичным.
Нас волнует как раз это дистанцирование, оно происходит сегодня по трем линиям:
- Фокус на самом процессе, том, как мы думаем про дизайн, а не что мы делаем. То есть инклюзивный дизайн ― это как сделать инклюзивным (включающим) процесс проектирования.
- Акцент на бизнес в широком смысле: дать инструментарий, понятный бизнесу и дизайнерам. То есть задача инклюзивного дизайна ― показать бизнесу, как делать деньги, сделать инвестиции в инклюзивность выгодными.
- Аффилированность с технологиями (в отличие от городской среды, общественных пространств и т.п.) ― это вот уже совсем свежее веяние. То есть мы говорим про инклюзивность, прежде всего, в разрезе цифровых продуктов и сред, поэтому и двигатели этой темы -- технологические университеты (или их подразделения), исследовательские центры (или отдельные лаборатории) и компании.
Для дальнейшего погружения в тему Inclusive Design рекомендую посмотреть Inclusive Film. Это 20-минутный ролик на английском (с субтитрами) с рассказом про инклюзивность и применение идей ID к широкому разнообразию ситуаций – от проектирования общественных пространств до цифровых продуктов.