Призма сингулярности #1. Коридор сингулярности

Призма сингулярности #1. Коридор сингулярности
Самая первая версия модели описана тут (2018)

Как футуристы мы часто рисуем упрощенную и субъективную картину миру. Надо признаться, что учесть множество точек зрения и описать запутанную драматургию противоречащих сил – это сложная и изматывающая задача.

В наших многочисленных прогнозах многие аспекты предзаданы:

  • список потенциальных победителей в праведной борьбе уже на радаре;
  • триумф технологического совершенствования уже обеспечен;
  • сингулярность или всеобщая катастрофа неизбежна.

Но прогресс обычно приходит со множеством оттенков и сложно скроенных нюансов, у рынка есть свои невидимые и видимые руки и, самое главное, инерция. Игроков и траекторий больше, чем две или три. Инновации продвигаются не только стартапами и революционерами. А прогресс лежит через кладбище провалившихся технологий, продуктов и компаний.

По моему опыту, девять из десяти лидеров стартапов не обладают широким видением будущего поля сражения. Их форсайт заканчивается на списке ключевых конкурентов из первой страницы поискового запроса в Google. Я надеюсь, что однажды фреймворк коридора сингулярности (или похожий) будет широко использоваться на равне с бизнес-канвасом в их питч-деках.

В моих обсуждениях и воркшопах с корпоративными инноваторами и трансформаторами они часто фокусируются на продукте или компании в целом, как будто бы они существуют в вакууме вместе с их клиентами. Но я уверен, что однажды станет стандартной практикой также учитывать альтернативные воздействия, влияющие на ландшафт их потребителей.

В моих редких лекциях и школах по спектральному мышлению мы обсуждаем идею человеческого спектра, тянущуюся из инклюзивного дизайна, и как эта концепция спектра имеет более широкие применения. Я надеюсь, что это понимание вариативности, суперпозиции и разнообразия путей будет однажды преподаваться в обычных и бизнес-школах.

💾 Чтобы сделать мои надежды на один шаг ближе, все материалы по коридору сингулярности выпускаются под лицензией Creative Commons. Их можно спокойно использовать, шарить и перерабатывать под свои задачи.

Введение

Коридор сингулярности родился в контексте развития спектрального мышления как попытка совместить в одной модели:

  1. возможность одновременного движения разных игроков, участвующих в технологическом развитии, учитывая особенности их мотивации и предстоящих барьеров;
  2. неизбежное общее движение к некотором отнесенном во времени аттрактору без конкретной формы, которая будет раскрыта в будущем с учетом действий участников; и
  3. естественную пластичность участников, позволяющую со временем сменить "лагерь" и, таким образом, выбрать поле битвы и барьеры для преодоления.

Что важно знать про модель на входе:

  1. Она не про будущее и сингулярность как таковые. В этом весь парадокс: будущее ускользает, сингулярность все не наступает. Мы знаем, что в конце длинного коридора есть свет, но видим лишь ближайшие два метра.
  2. Она не предсказывает исход сражения. Вы увидите начальный театр "военных" действий, из которого можно предположить первые движения и их исторические направления, но не более того. Вы можете сделать свою ставку, но не знаете, кто победит.
  3. Она не рисует надежного пути к победе. Вы обнаружите, что путей в будущее великое множество, и нет того самого — единственного простого и надежного. Каждый шаг — это не только движение к победе, но и движение к столкновению с барьером, за которым провал.

Что еще важно знать про модель на входе:

  1. Она все-таки про будущее. Но будущее как композицию четырех разных сил, или ролей, каждая из которых неизменно будет бороться за свое место "под солнцем" и свою правду. Спустя десять лет вы увидите все те же силы, но, возможно, в другом обличии.
  2. Она все-таки про итог сражения. В финальной битве, — через границу тумана времени, — раскроется новое состояние вещей, к которому с разных сторон все стремятся. Образ, про который мы знаем составляющие, но не знаем их уникальную пропорцию.
  3. Она все-таки про траекторию к цели. На великом множесте путей, оказывается, вы можете выбирать барьеры, с которыми готовы столкнуться. И это право выбора своей битвы порой дорогого стоит.

1. Коридор времени

В основе коридора сингулярности лежит условный коридор времени. На внешней границе (ближе к нам) находится сегодня и завтра, в которых примерно все понятно, а в центре вдаль уходит размытое будущее, в котором чем дальше, тем менее различимыми становятся детали и роли.

Активных слоя в схеме два-три в зависимости от детализации и вашего горизонта планирования.

Ось времени отсчитывает одинаковые промежутки, например, "сегодня", "сегодня + 5 лет" и "сегодня + 10 лет".

Одновременно с осью времени в даль уходят еще три оси, которые на линейном времени растут экспоненциально:

  1. Технологическая и социальная сложность, растущая с прогрессом науки, техники и общества. Здесь и закон Мура для ИТ-систем, и законы Меткалфа и Рида для сетей.
  2. Барьер входа, показывающий объем усилий в "текущей" валюте / ресурсах, необходимых для входа на формирующийся рынок* "с улицы", связанный не только с ростом естественной сложности, но и возникновением ограничивающих правил.
  3. Масса и инерция формирующегося рынка, характеризующие одновременно его капитализацию (стоимость) и рост усилий, необходимых для разворачивания или остановки запущенного процесса.

Порядок расположения осей на схеме не принципиален и не имеет отношения к последующей композиции. Но визуальное присутствие всех четырех динамик одновременно обрамляет последующий процесс восприятия времени, как сложного и зависимого явления: ускоренный процесс в любом из направлений может ускорять движение и по остальным осям.

Например, резкий прирост массы рынка за счет набора клиентов дает возможность для последующего резкого технологического роста на базе собранных "больших данных" с резким скачком в эффективности принимаемых решений. А резкий прирост инерции за счет привлеченных инвестий дает возможность выстроить загородительный барьер для остальных путем скупки с рынка талантов, компаний и интеллектульной собственности.

Может, но не обязано.

Кстати, вы можете заменить эти оси на свои. Важно, чтобы движение по ним можно было бы использовать как своего рода "часы времени".

* Рынок — здесь и далее как рынок в эконосическом смысле, так и просто рассматриваемая перспективная (технологическая) область, рыночные отношения в которой еще не прозрачны.

2. Матрица мотивации

Вторая "рамка" коридора – это матрица мотивации ее участников. Мы будем использовать две базовые дихотомии:

  1. Открытая или закрытая конкуренция, разделяющие игроков на рыночных и "внерыночных", из которой произрастает главный конкурент для каждой из ролей.
  2. Ориентация на сохранение или развитие, в пределе выводящих, соответственно, приоритет консервации наследния или неумалимости прогресса.

Такая матрица дает четыре типа участников, со свойственными для них объектами для конкуренции:

  • Открытые за сохранение вынуждены бороться с сами собой из прошлого.
  • Закрытые за сохранение сражаются с естественной эволюцией вещей.
  • Закрытые за развитие ведут сложную борьбу с течением времени.
  • Открытые за развитие пытаются одолеть сложившийся порядок вещей.

Важно: конкретный игрок может находиться в суперпозиции нескольких ролей с доминантным типом поведения для конкретного продукта или направления деятельности.

3. Фабрика комбинации: открытые за сохранение

Игроки квадранта "Фабрика рекомбинации" находятся в простренстве более-менее открытой рыночной конкуренции, а их самый главный конкурент – собственное прошлое.

Для "коробочных" продуктов – это сражение за продажу новой версии своего решения своим клиентам раньше, чем это сделают конкуренты. Apple будет каждый год пытаться вам продать новый iPhone, BMW предложит купить новую тачку с обменом старой, Nike предложит новые кроссовки, ...

Для "подписочных" моделей битва происходит вокруг удержания клиентов и продолжения предоставления эксклюзивов и функциональности, не доступной в альтернативных сервисах.

Ключевое стремление игроков данного квадранта не выпустить радикально новый продукт, а продолжать зарабатывать, не сильная меняя свои налаженные производственные процессы и минимизируя потери аудитории. Если в новой версии автомобиля можно не менять технологию производства шасси, а для ощущения инновационности достаточно сделать подвижные зеркала и немного поменять силуэт корпуса, именно так и стоит поступить.

Базовая логика развития – итерационная: бережные инновации без сверхусилий, но снова и снова. Минимальная достаточность – главный аргумент фабрики рекомбинации.

Барьер консьюмерской инерции

Каждый новый продукт в этом квадранте сталкивается с барьером консьюмерской инерции: набором предпочтений, стереотипов, привычек и приверженности уже купленному.

Часто новое ценностное предложение оказывается недостаточным и проваливается, как это в свое время случилось с 3D-телевизорами и Windows 8, и как это происходит каждый раз, когда вы пропускаете 2-3 версии телефона или компьютера прежде, чем купить новую.

Резюме

Фабрика = устоявшийся процесс производства; рекомбинация = переиспользование существующего; мотивация — сохранить (доить) текущую аудиторию, окупать сделанные инвестиции, рынок — открытый.

4. Бюро контроля: закрытые за сохранение

В квадранте "бюро контроля", как правило, работают парные игроки: носитель власти и инновационный исполнитель властной воли. Первый использует второго, чтобы бороться с естественной эволюцией, энтропией и природой вещей. Первый, как правило, не умеет сам, но обладает ресурсом. Второй, как правило, компактен и способен на инновации.

Мотивация носителя власти – сохранить ее, подчинив выходящий из под контроля процесс за счет новых инструментов управления, силы, влияния, подчинения и манипуляции. Мотивация исполнителя (конструкторское бюро, интегратор и др.) варьируется в зависимости от типа власти от чисто денежных до модели советстких шарашек.

Из этой комбинации следует закрытый характер отношений и непрозрачность для внешнего мира. Вплоть до того, что бюро может быть внутренним подразделением заказчика (критично, что при этом оно не является носителем его главной функции). У монополиста нет собственной нужды быть открытым, как и нет потребности к внутренним изменениям: инновации, как правило, не влекут за собой глубинных изменений в самом носителе власти.

В модель "бюро контроля", – помимо очевидного государственного игрока, – могут входить самые разные организации: банковская система, внедряющая биометрические решения для удержания контура безопасности; производитель чипсетов, нагружающий заказами фабрики, используемые конкурентами; DisneyLand, ставящий VR-атракционы для сохранения статуса инновационности в глазах искушенного юного зрителя.

Базовая логика развития – реактивная на опережение. Осознав угрозу, носитель власти проактивно зачищает поляну от конкурентов, возводит защитные редуты и требует инноваций больше, чем достаточно.

Барьер отторжения источником власти

Главное препятствие пары "бюро-заказчик" – это барьер отторжения со стороны источника власти, не желающего сверхконцентрации и укрепления власти в одних руках. Чем более успешные решения поставляет бюро, тем лучше контролирует ситуацию носитель власти, тем больше страхов это порождает в пространстве действия.

"Ты делаешь это без уважения."

Характерный случай признак отторжения: "бюро" или люди внутри носителя власти отказываются от сотрудничества и применения инновационных технологий по отношению к себе, чувствуя растущую угрозу.

Резюме

Бюро = отдельная исследовательско-производственная единица, существенно меньшая всей системы заказчика; контроль = инструменты сохранения статуса системы; мотивация заказчика — сохранить власть и предупредить будущие угрозы; рынок закрытый (или закрываемый от других).

5. Лаборатория антиболи: закрытые за развитие

Участники квадранта "лаборатория антиболи" тоже борются с естественным, но уже не эволюцией, а течением времени, которого нет, потому что ждать больше нельзя. Боль, которую они видят, требует скорейшего решения, и если не они, то никто. В крайних случаях они готовы положить на это всю свою жизнь.

Формы боли могут быть разными: для кого-то это лесные пожары и боль за природу, для других – окнология у близкого родственника или друга, для третьих – нерешенная математическая проблема или тайна мироздания, для четвертых – неоптимальный бизнес-процесс, для пятых – унылая серость.

Каждая такая боль требует своего крестового похода в зону неизвестного и дальше. Это исследование и поиск того, чего раньше не было: новых знаний, путей, территорий, методов, инструментов и точек зрения.

В этом походе будет много жертв и ложных путей. Многих поглотит сам путь и они забудут, зачем по нему шли. Выживут лишь немногие, сумевшие остановиться с решением в руках и донеся его до места сосредоточения боли.

Это поход одиноких и скрытных, идущих своим путем, не замечая конкурентов, и скрывающихся от мира, пока не найдут то, что искали.

Базовая логика развития – скачок в неизвестность за чудом. Прорывать передний край науки и достижения, стремясь найти решение для очень личной проблемы. Неотвратимо меняться по ходу джижения, рискуя срастись с путем.

Барьер нишевого рынка

Для лабораторий антиболи самая большая проблема — масштабирование: переход от решения для локализованной боли к массовому рынку может оказать долгим или не случиться вовсе.

Боль, которая была двигателем инновации может оказаться объектом интереса весьма небольго количества людей в конкретный момент времени, а сам участник квадранта никогда и не думал о том, как выстроить процесс производства, наладить линии сбыта и начать общаться с массовым клиентом.

Резюме

Лаборатория = отдельная самостоятельная исследовательско-производственная единица; антиболь = поиск средства "излечения" или компенсация за счет самого пути; мотивация — решение глубоко личной проблемы (боли) на перегонки со временем.

6. Искра нонконформизма: открытые за развитие

В четвертом квадранте размещаются идейники – люди, сообщества и целые движения, создающие новое, потому что их не устраивает текущий порядок вещей. Они восстают против него и его носителей, предлагая свою собственную альтернативную повестку.

"Искра нонконформизма" обязана вспыхнуть, разжечь пламя и погаснуть, переродившись в новое время как феникс. Носители искры целятся в огромные массы и фундаментальные изменения, но их воспринимают анархистами чуть больше, чем почти все общество.

Если менять финансовую систему, то всю сразу – на криптовалюты и децентрализованные отношения. Если шагать в новые медия, то с массовым дешевым картонным виаром (VR). Если внедрять искусственный интеллект, то везде и со школы. Если бороться с климатическими проблемами, то требовать углеродной отрицательности в каждом элементе цепочки.

Это мы придумали хайп.

Боль нонконформистов объединяюща. Движение притягивает к себе всех лишенных, обиженных, забытых и выкинутых на задворки истории в результате конкурентной борьбы или зачистки "поляны". Единение дарит надежду на возможность победы. Противостояние – максимально открытое и публичное.

После нас не так, как раньше.

Объединение требует простых и доступных идей, чтобы каждый мог "примерить" их на себя, но технологически продвинутых и радикальных решений, не позволяющих их адаптировать в существующей системе без соразмерных задумке изменений.

Базовая логика развития – разжечь волну изменений. Зарядить массы людей доступными для масштабирования идеями и инструментами, чтобы они стали катализаторами трансформации по всему рынку или обществу.

Барьер проваленных ожиданий

Главная проблема искры – быстрое выгарние "материала". Не обеспечив себе достойного охвата, она не может инициировать перемены, без перемен наступает самый главный барьер – проваленные ожидания и сверхожидания.

Массовый бум сменяется массовым психозом и "карвалольными гонками".

Последователи разочаровываются: светлого будущего хочется уже вчера, а оно все не наступает. Оказывается, что поменять систему намного сложнее: набранная инерция не может поменять вектор развития в один момент. А предлагаемое решение также не однозначно.

Резюме

Искра = стать инициатором фундаментальных изменений; нонконформизм = выступать против сложившегося порядка; мотивация – в корне изменить модель общества / рынка на более справедливую за счет новых технологий.

Четыре лагеря коридора сингулярности и их барьеры

7. Логика переходов

Важным аспектом понимания схемы и ее динамики является логика переходов между ролями. Ни одна из позиций не является заданной навсегда. На практике конкретные игроки периодически меняют свои роли, выбирая ту, из которой в текущий момент времени проще всего двигаться и достигать своих целей.

Схема позволяет осознанно выбить территорию для будущего "сражения": модель конкуренции и потенциальные барьеры.

Переходы из фабрики рекомбинации

  • Бюро контроля: достижение монополизации рынка, при которой логика развития продукта сменяется логикой удержания границ и зачистки конкурентов. В пределе продуктовая команда выхолащивается и превращается в команду поддержки, постепенно становясь внутренним подрядчиком (бюро). Классика IT-индустрии – заморозка развития Internet Explorer после захвата 90%+ рынка веб-браузеров.
  • Лаборатория антиболи: игрок понимаем свою замкнутость на текущем технологическом цикле и выделяет автономные исследовательские лаборатории для поиска следующего прорыва и накопления IP. Классика IT-индустрии – подразделение Microsoft Research, ведущее исследования по множеству направлений, зачастую не связанных с текущим бизнесом компании.
  • Искра нонконформизма: проигрывая в прямой продуктовой конкуренции, игрок пытается изменить правила игры, запуская открытые глобальные инициативы, выравнивающие или обнуляющие рынок. Классика IT-индустрии – движение WHATWG вокруг HTML5, инициированное Google/Mozilla как альтернатива стагнирующей W3C.

Переходы из бюро контроля

  • Лаборатория антиболи: носитель власти направляет часть ресурса на решение проблем источника власти для поддержания статуса полезности, но напрямую в результатах может быть не заинтересован, поэтому поддержку получают случайные и наиболее актиные лаборатории. Классика жанра – грантовые программы государства или монопольных корпораций, работающих на социальный имидж.
  • Искра нонконформизма: запуск альтернативного широкого движения, позволяющего перехватить потенциально угрожающую повестку и подчинить ее себе, либо замылить по ходу дела. Будущая классика энергетики: переход нефтегазовых компаний к продвижению темы "голубого водорода" на фоне растущей зеленой повестки.
  • Фабрика рекомбинации: приватизация и разделение монопольной силы под внешним давлением с последующей пересборкой на базе технологических бюро, понимающих внутрянку технологических процессов. Классика телекома – разделение AT&T на семь отдельных компаний, часть из которых потом стала Verizon, а другая пересобралась в новую AT&T.

Переходы из лаборатории антиболи

  • Искра нонконформизма: запуск на базе найденного технологического решения с трансформирующим потенциалом открытого движения за переход на новую базу и структуру отношений. Классика FinTech – биткойн, криптовалюты и блокчейн как основа доверетильных и прозрачных отношений. Классика IT - Linux и движение GNU.
  • Фабрика рекомбинации: оформление стартапа с дальнейшим ростом, налаживанием цепочек производства и дистрибуции, выходом в самостоятельное плавание, либо сделку слияния/поглощения. Классика биотеха – взлет Moderna от открытий в области формирования плюропотентных стволовых клеток  до одного из ключевых разработчиков вакцины от COVID-19.
  • Бюро контроля: коммерциализация нишевых разработок через подрядные работы для "носителей власти" с переходом в роль бюро. Классика жанра – конструкторские бюро при университетах и нии, работающие по закрытым заказам по линии Министерства обороны.

Переходы из искры нонконформизма

  • Фабрика рекомбинации: коммерциализация внутреннего рынка формируемого движением пузыря через выпуск продуктов и сервисов для его  участников. Классика финтеха – Coinbase, выросший на волне биткойн-бума от криптокошелька до крупнейшей в США криптобиржи, прошедшей IPO.
  • Бюро контроля: консервация и консолидация движения для предупреждения дальнейшей деградации с формированием монопольной связки носителя идеологии и технологического ядра как исполнителя "перевооружения". Классика технологической индустрии – формирование стандартизирующей организации с подрядным технологическим комитетом.
  • Лаборатория антиболи: участники, разочарованные недостаточной радикальностью, скоростью движения или встреченным сопротивлением, замыкаются и уходят в глубокую переработку в поиске решений следующего поколения.

8. Пример коридора сингулярности

Давайте посмотрим, как коридор сингулярности работает на конкретном примере движения в сторону чего-то, что мы еще вчера называли смешанной реальностью, а сегодня все чаще – метаверсом.

“The Metaverse is an expansive network of persistent, real-time rendered 3D worlds and simulations that support continuity of identity, objects, history, payments, and entitlements, and can be experienced synchronously by an effectively unlimited number of users, each with an individual sense of presence.” — Matthew Ball.

Мы будем использовать шаблон Miro из раздеда 9. Как первый шаг, давайте размести ключевой концеп, к которому мы движемся, в центре карты. Мы также должны скорректировать оси и убедиться, что они осмысленны в нашем случае.

I. Заполнить четыре базовых лагеря

В квадранте "фабрики рекомбинации" располагается группа ИТ-компаний, ищущих способы продлить жизненный цикл их существующих продуктов и сервисов. В контексте метаверса мы должны посмотреть, как их детища эволюционировали через интеграцию технологий дополненной и виртуальной реальности:

  • Для Sony VR – это расширение консоли PlayStation;
  • Microsoft рассматривает MR/VR как следующий "экран" для своих сценариев, связанных с Windows и Office, переплетая их с гибридной моделью работы;
  • Facebook/Meta Platforms пытается определить, как будет выглядеть следующая социальная сеть;
  • Игровые студии и разработчики игровых движкой, как Epic, рассматривают AR/VR как новую среду для игрового опыта.

Мы можем ожидать существенного сдвига в стратегии, как только шлемы смешанной реальности и лежащий за ними софт станут достаточно дешевой, производительной и самостоятельной платформой. Виртуальные рабочие пространства для Oculus (Horizon WorkRooms) и Hololens – это явный ход в этом направлении, но недостаточный, чтобы преодолеть барьер инерции (например, убедить все корпорации переехать в виртуальную реальность).

Теперь перейдем в квадрант "бюро контроля". К ключевым игрокам можно отнести армию, полицию и другие специальные службы. Для них интеграция нового слоя с обновляемой в реальном времени информации можеть быть вопросом жизни или смерти бойцов, работающих в условиях динамичного, постоянно меняющего театра сражений.

Свежий пример – это контракт министерства обороны США с Microsoft, в рамках которого разрабатывается адаптированная версия шлемов Hololens. В этой паре ИТ-компания играет роль исполнителя. Министерство обороны пытается играть на опережение любых придумок потенциальных врагов, готовясь к военным сражениям и разборкам с преступникам следующих 10-20 лет.

Обратная сторона подобных контрактов – это внутреннее сопротивление сотрудников ИТ-компаний, которые недовольны работе на машину порождения смерти и репрессий. Это пример барьера отторжения источником власти, когда сотрудник выступает с гражданских позиций.

Еще одна группа игроков квадранта – другая ветвь правительства (которая, часто также оказывается связанной с минобороны или его аналогом в другой стране) – космические агентства вроде NASA. Они поддерживают контроль над космической инфраструктурой позиционирования (GPS) и будут играть ключевую роль в развитии метаверса, привязанного  к физическому пространству. ‌‌‌‌Сегодня такие операторы сталкиваются с угрозой от альтернативных систем позиционирования, завязанных на знание локальности (например, через bluetooth и компьютерное зрение).

В квадранте "лаборатории антиболи" основные усилия сфокусированы на взломе "последней загадки" AR/VR: как все наши сенсорные системы (зрение, слух, нюх, вестибулярный аппарат и др.) работают на самом глубоком нейронном уровне, ведь идеальная система погружения должна работать непосредственно с мозгом человека.

Важно, что большая часть исследований в этом направлении делается не для создания будущего AR/VR или метаверса как таковых, а чтобы понять причины и механизмы различных отклонений и расстройства и найти пути их компенсации или лечения. Часто драйвером исследователей является глубоко личная боль, связанная с состоянием близких людей.

Предыдущее поколение исследований позволило нам разобраться с "оптикой":

  • Понять и научиться отслеживать движение глаз и направление взгляда;
  • Построить убедительные голографические изображения, привязанные к пространству;
  • Сделать первые шаги в реализации фокального рендеринга;
  • Внедрить коррекцию цвета для различных кейсов.

Аналогично мы наблюдаем существенный прогресс в технологиях аугментации слуха.

Наконец, лагерь "искры нонконформизма" – это парад фриков, опережающих свое время, социум, рынок и фактическую готовность производственных цепочек.

Помните ранние попытки сделать виртуальные миры из 90х (SecondLife)? Или бум вокруг очков Google Glass, которые спровоцировали параноидальную реакцию в общества? Как насчет волны массового распространения дешевых картонных очков виртуальной реальности (кардборды)? Каждый раз взрывная волна интереса заканчивалась массовым разочарованием. Люди не поверили в VR из 90х, не носят на улицах AR-очки, а от VR-картонок многих до сих пор тошнит.

В этом смысле вся концепция метавселенной – это еще одна вспышка. Но у нас все еще недостаточно сильных лидеров-визионеров и нет четких и понятных правил присоединения к движухе.

II. Заполнить следующую волну эволюции для каждого из лагерей

Теперь давайте кратко обсудим, что ждать на второй волне в каждом из лагерей.

В "фабрике рекомбинации" появляются первые признаки будущих игровых движков, перепроектированных под задачи метаверса и стриминг опыта из облака, позволяющих смешивать виртуальные и реальные миры. Другая перспективная группа продуктов – это следующее поколение шлемов смешанной реальности и очков, подключенных к облачным серверам через 5G+, понимающие окружающий контекст, интегрированные с голосовыми помощникам.

В "бюро контроля" основная ставка будет на комбинации двух разработок:

  1. подходящие для боевого (в полях) использования шлемы смешанной реальности, способные расширять сенсорсную систему и поставляющие в реальном времени обновления с поля в штаб и обратно;
  2. "военный" движок реального времени, соединенный с информацией со спутников и дронов, полевыми сенсорами солдатов, симулирующий возможные развития событий и помогающий выбирать лучшие тактические решения.

В "лаборатории антиболи" следующее поколение исследований копнет глубже в визуальную и слуховую кору головного мозга и другие сенсорные системы и, самое главное, системы постобработки и интерпретации информации.

В "искре нонконформизма", у нас две полярные звезды:

  1. развивающая концепция метавселенной, которая сегодня преимущественно скеуморфична, но будет эволюционировать;
  2. идея сверхествественных возможностей человека вроде рентгеновского зрения, преодолевающих естественные пределы человека.

III. Заполнить переходы между лагерями для следующей волны развития

Конечный шаг опирается на вторую волну и прорисовывает черновую версию третьей. Давайте посмотрим на возможные переходы и маршруты миграции.

С ростом нового рынка мы можем ожидать следующие действия игроков "фабрики рекомбинации":

  • Пойти на сделку с заказчикам из квадранта "бюро контроля", теряющими в эффективности или доминировании. Мы можем представить "мета-демократию" и движок политической агитации, встроенные в игровую метавселенную, которые непременно будут подвержены контролю со стороны государства, которое хочет следить за рекламой и потенциально преступными коммуникациями, виртуальным активизмом (и вандализмом) и др. действиями своих граждан.
  • Прыжок в режим "искры нонконформизма", чтобы запустить новый развлекательный "голубой океан", основанный на развитии VR, нейротехнологий и биостимуляции: например, продвигать вторую сексуальную революцию или легализовать часть индустрии удовлетворений, находящейся сегодня в серой или темной зоне, но имеющей потенциал стать массовой и безопасной благодаря VR, AI и роботам.
  • Инвестировать в широкий спектр "лабораторий антиболи", чтобы проактивно приобретать перспективные разработки, позволяющие преодолеть технические барьеры и встроить новые качества и функции в существующий портфель: нейроинтерфейсы, опыт касания и взаимодействия с цифровыми объектами, новые оптические системы, электро-, био- и химическую стимуляцию.

Какие переходы можно ожидать из "бюро контроля"?

  • Агентства минобороны будут инвестировать в "лаборатории антиболи", чтобы раскрыть экстримальные сценарии, подходящие для двойного применения: военного и гражданского. Стоит следить за носимыми сканерами мозга, компактными системами дополнения зрения в невидимых частях спектра, технологии сканирования подземных пространств и зрения через преграды.
  • Полиция, службы безопасности и политики будут мимикрировать под "искру нонконформизма", продвигая тему киберугроз и необходимость установления нового социального порядка и регулирования, чтобы бороться с киберпреступлениями и информационными атаками враждебных государств. Для них метавселенная – это следующее поле битвы после социальных сетей.
  • Военные и патриотичные силы будут смотреть в сторону массового рынка и потенциальных альянсов с игровыми компаниями "фабрики рекомбинаций". Используя их каналы и экспертизу, они будут пытаться вербовать и готовить будущих кибер-солдат, как это было раньше с классическим спортом.

Далее, мы можем предсказать следующие переходы из квадранта "лаборатории антиболи":

  • В сторону "искры нонконформизма" за счет разработки открытой системы цифрового дополнения физического пространства, используемой в самых разных сценариях: от борьбы с ограничениями на физические протесты до создания более "креативного" и красочного мира поверх серых стен до обеспечения безопасности физических пространств (все "привычные правила" должны быть визуализированы).
  • В сторону "фабрики рекомбинации" через создание готовых к поглощению стартапов и производство критичных компонентов для растущего рынка AR/VR (как это было ранее с трекерами глаз): неинвазивные чипсеты для работы с мозгом, электромио-сканирование и симуляция. Еще один вариант: запустить совершенно новый рынок "сонной реальности" (Dream Reality, DR), сфокусированный на снах и трансцедентном опыте.
  • В сторону исполнителя в паре "бюро контроля": используя AR/VR для лечения психологических нарушений, стресса, реабилитации физических травм солдат. Это всегда отличный источник для финансирования исследований для гражданского рынка.

Движения для отслеживания в квадранте "искры нонконформизма":

  • Шаги в "фабрику рекомбинации" через создание внутреннего рынка для монетизации движения "общего зрения", развивающего концепцию "миллиона глаз", следяющих за жизнью и природой.
  • Шаги в "бюро контроля" через установку правил и стандартов для интеграции дополненной рекламы и потенциально опасных модулей в публичные пространства. Также можно ожидать установления жесткого контроля над полулегальными кейсами (виртуальные и нейро-наркотики, высокоадреналиновые, сексуальные и другие опыты впечатлений).
  • Закрытие в "лабораторию антиболи" для поиска следующего поколения трансформирующих технологий: линзы смешанной реальности, позволяющие избежать фриковости очков и шлемов, инструменты "кристализации" (запоминания состояния) физических объектов, окружения и опыта переживания в AR/VR, включая доверенные хранилища.

Резюме

Мы описали следующие 2-3 волны в коридоре сингулярности для метавселенной, изучая возможные ходы игроков. Чтобы углубить это видение дальше, вы можете:

  1. Добавить новых игроков и идеи для всех волн, кластеров и подумать, какими могут быт их следующие ходы с учетом барьеров.
  2. Исследовать фактические сигналы, которые поддерживают или откладывают описанное видение. Это полезное упражнение для постоянной верификации прогноза, благо вы теперь знаете, что искать.
  3. Подумать, что может занять центральное место коридора, когда искра текущей темы погаснет. Она должна перерождаться во что-то новое каждые 2-3 волны.

9. Шаблоны

💾 Для практического использования вы можете использовать:

  • шаблон Miro (Miroverse), и
  • шаблон pdf.

10. Обратная связь

Если у вас есть вопросы по использованию, вы хотите поделиться опытом и дать рекомендации, обнаружили опечатку или хотите позвать меня рассказать подробнее или даже провести воркшоп по коридору сингулярности, пишите:

  • constantin@kichinsky.ru
  • @constantinkichinsky (telegram)

11. Лицензия

Фреймворк коридора сингулярности (Singularity Passage), шаблоны и это руководство созданы Константином Кичинским и распространяются под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International.

Как указать лицензию:

Фреймворк "Коридор сингулярности" от Human Spectrum Lab, Константин Кичинский, CC BY-NC-SA 4.0

Пыщь!