🧊 The CorpVerse. Модель для глобального мира. 🌎 1.4.21.07

🧊 The CorpVerse. Модель для глобального мира. 🌎 1.4.21.07

Блок со всеми важными ссылками

Интерактивная карта в Miro:

Статичная карта в PDF:


Обновление. 21 марта 2022г.

⚠️
Компания Meta Platforms Inc. (Meta, ранее Facebook Inc.) признана 21 марта 2022 г. Тверским судом г. Москвы организацией, осуществляющей экстремистскую деятельность. Деятельность холдинговой компании Meta Platforms Inc. "по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram" на территории Российской Федерации запрещена. Это не отменяет ее вклада в развитие концепции метаверса. Концепция метаверса, "мета" / "meta" как приставка, "мета" как сокращение или отсылка к концепции метаверса, упоминаемые в тексте, не являются отсылками к компании Meta Platforms, если это явно не указано. Отметим также, что концепция метаверса была придумана задолго до основания компании Facebook.

Содержание:


I. Введение

I.1. Мы пишем этот обзор в начале 2022 года и, вероятно, он имеет шансы на обновления в течение последующих лет. Сборка модели зрелости, лежащая в основе отчета, родилась в конце 2021 на волне "начала" хайпа метаверса, подогретого ребрендингом Facebook в Meta Platforms (см. замечание выше о статусе организации в России), презентациями Nvidia, Microsoft, скептицизмом относительно виара Илона Маска, слухами о будущих шлемах Apple и Google и многими-многими другими событиями. На волне интереса даже откопали автора Second Life. Но... никакого существенного определения, понимания или роадмапа метаверса так и не появилось, поэтому лучшим трудом на тему все еще остается работа Мэттью Болла.

“The Metaverse is a massively scaled and interoperable network of real-time rendered 3D virtual worlds which can be experienced synchronously and persistently by an effectively unlimited number of users with an individual sense of presence, and with continuity of data, such as identity, history, entitlements, objects, communications, and payments.”

I.2. Чтобы читать дальнейший материал, важно понимать, что такое модель зрелости (она же левелы мачурности). Если говорить прямо и откровенно, то любая модель зрелости, которую вам продают или, как вы думаете, бесплатно предлагают, – это выверенный путь, через который вам предстоит пройти, чтобы консультанты (они же консалтеры) и их приспешники могли заработать на вас максимальное количество денег, параллельно выведя вас на следующий цикл продажи. Другими словами, мы вам ниже предлагаем путь, который выведет вас на готовность к чему-то еще более крутому, чем все, что вы встретите по пути. И когда вы дойдете до конца, мы с вами снова встретимся. Аминь.

I.3. Путь модели зрелости чем-то напоминает "путь героя" (он же мономиф и хиросджони): 1) сначала вы слышите зов к приключению; 2) но стоит вам сделать первый шаг, как вы уже по уши вляпались; 3) постепенно вы преодолеваете сложности и соблазны пути и даже подумываете все бросить; 4) потом вы падаете в бездну неотвратимости изменений, вызванных вашими и не вашими действиями; 5) наконец, перерождаетесь в новом качестве, награда которой, как дар богов, – ваше проклятие просмотра второго сезона, потому что все интересное – там. Вы прослушали краткий курс цифровой трансформации, поздравляем!

I.4. Традиционно в модели зрелости пять колонок, названия которых, могут отличаться в зависимости от религии консультанта. Наша религия позволила их назвать так: 1) осведомленность, 2) активность, 3) операционность, 4) системность и 5) трансформационность. На первой стадии вы чутка разбираетесь в теме; на второй – потыкали в нее палочкой и проверили, чем пахнет; на третьей – распробовали и пошли внедрять; на четвертой – сожгли мосты и перешли рубеж невозврата; на пятой перестали узнавать себя в зеркале и, как Лана Вачовски, пошли снимать новую Матрицу.

I.5 Обычно матерые консультанты пишут модели зрелости по архивным документам: гуглят, кто уже прошел по пути, внимательно конспектируют и выдают чужие истории успеха (они же саксес-стори) за новое откровение. Более опытные умеют проводить исследования внутри своих клиентов, такие отчеты снабжаются красиво оформленными цитатами. Самые опытные имеют в штате инженеров, которые для тех самых клиентов что-то собирали руками. В этом случае аналитические документы доступны только за очень большие деньги и в секретных пиратских телеграмм-каналах. Доверять, конечно, стоит только тем, кто внедрил это все у себя и теперь делится опытом. Ну и нам, потому что мы не консультанты и вообще классные ребята. У Кости вот есть две корги.✌️🐕🐕

I.6 Наша модель абсолютно безответственна, потому что полной истории внедрения того, что мы описываем, еще нет. Ни у кого. А самая страшная тайна этой модели в том, что она вообще не про настоящий метаверс. Пока вы еще не успели закрыть вкладку браузера, быстренько найдите в схеме последнюю верхнюю правую ячейку с буквой Х. Настоящий метаверс начинается именно там, но мы не понимаем и даже немного боимся описывать и фантазировать, какой он там. Вы, наверное, тогда спросите: "А вот это остальное – это тогда что? Не метаверс?" А мы вам скажем: "Это путь к метаверсу." Нам жаль, но именно этот путь в ближайшие годы все будут называть метаверсом или метавселенными. Коллизия, получается. Но будем считать это нашей маленькой тайной. 🤫

I.7 Из всего многообразия метаверса, который нам обещают фантасты и спекулянты, наиболее реалистичным, понятным и близким к разворачиванию нам представляется его корпоративный сегмент, – Леша шутит, что это просто Костя ставит на эту тему, – тот где белые воротнички и их начальники бесконечно зумятся и тимятся, где Цукерберг призывает всех срочно аватаризироваться и общаться в шлемах (потому что в офисы все равно никто не ходит и возвращаться не спешит), где корпоративы в онлайне могут оказаться "и ни че так", где начальники будут играть "в куколок" и "солдатиков", боясь признаться себе, как скучали по своим любимым игрушкам из детства.

🧠
Если серьезно, то сегодня большинство аналитиков выделяют три больших сегмента метаверса: консьюмерский (consumer metaverse), корпоративный (enterprise/corporate metaverse) и промышленный (industrial metaverse). Мы решили описать наименее "раскрытый" из них.

I.8. За рамками нашей модели остаются две темы, про которые вы нас обязательно будете спрашивать, указывая на кейсики, постики, видосики и анонсики. Это, во-первых, вся промышленная история, где заводы, вагоны, суровые работяги и инженеры в хололенсах. И, во-вторых, вся консьюмерская история, где квесты, халф-лайф, регуляторы, секс-порно, и тошно-видео на ютюбе. Мы практически не касаемся в нашем исследовании первой и отчасти опираемся на вторую как нижний слой матрицы развития технологий. Но отметим, что во многих обзорах все три темы часто смешиваются, например, в этом обзоре от The Economist:

I.9. Ныряем? 🤿 [продуктплейсмент]

II. Легенда

II.1 Расскажем вкратце, как "читать" модель, ведь лучше всего ее прочитать четыре раза. На этой фразе Леша сказал, что у вас рефлексивно рука потянется закрыть вкладку. Не поддавайтесь, мы в вас верим!

II.2 Первый раз надо последовательно пройти горизонтали (строки): сначала консьюмерский слой, потом аватаров, потом виар-пространства, потом мета-офисы и двойники, наконец, корпверс-компанию. Просто слева направо читайте, смотрите стрелочки там, где они есть. Следите за эволюцией понятий. Справа вы найдете драйверы – попробуйте  проследить, как они развиваются в соответствующих слоях.

II.3. Второй раз надо последовательно пройти вертикали (столбцы): от осведомленности до трансформации, собирая в голове луковицу. Каждый следующий слой оборачивает предыдущие. Пытаемся разобраться с совокупностью эффектов – увидеть целостную картинку (она же бигпикча). Оцениваем, почему нижние слои, как правило, являются необходимыми условиями верхних, но не наоборот.

II.4 На третий раз берем блокнотик с карандашиком (можно и в цифре) и выписываем в столбик понятия в квадратных скобочках. Это [супер-концепты]. Если у вас появились идеи дополнительных, расширьте список и поделитесь с нами, если не жалко. Напротив каждого концепта пишем две вещи: 1) как мы сами это понимаем – попробуйте выразить словами, что же это такое, раскройте понятие; 2) как вы поймете, что оно начало проявляться при том, что в реальности называться это может как угодно, – попробуйте сформулировать признаки. Отметьте звездочками, подчеркните или обведите концепты, которые вам стали понятны и в которые вы готовы инвестировать.

II.5 Четвертый проход делаем исключительно по дорожным знакам: желтым "осторожно дети" и красным "кирпичам". По желтым надо выяснить, волнуют ли вас лично и вашу компанию сопутствующие риски. А может, ну нафиг этот метаверс? Еще не поздно! Одумайтесь! Красные же – обманчивы. Вам покажется, что они работают против прогресса, но на самом деле они пропитаны будущими страданиями. Кирпичи поставлены там, где проехать, не остановившись и не оглянувшись по сторонам, может обернуться глубочайшей трагедией вашей корпоративной или стартаперской жизни.

II.6 Кстати, про иконки. Мы в каждом блоке выделили три-четыре ключевых типа событий или проявлений. Магический шар (🔮) – это то, что мы, вероятно, будем наблюдать, рассказывать детям у виртуального костра и по секрету открывать клиентам на таинственных бранчах. Лабораторная колба, она же перегонный сосуд (⚗️) – это зона экспериментов: надо попробовать, составить свое собственное мнение, покрутить с разных сторон. Шестеренка (⚙️) – это про внедрения и последовательную оптимизацию: запилили, задеплоили, работаем. Знак "опасно дети" (🚸) – это предостережения тем, кто решил поиграться с технологиями чуть дольше, чем нужно, и воспринимает все происходящее достаточно серьезно, чтобы получить душевную или ментальную травму. Огоньком (🔥) подсвечены реальные новости и кейсы, из которых мы выводим ряд обобщений.

II.7 Про драйверы. Мы выделили два типа драйверов: хорошие и плохие. Плохие – с молнией (⚡). Это драйверы развития. Вы сопротивляетесь, мучаетесь, не хотите ничего внедрять, а они вас подталкивают в пропасть и шепчут на ушко: "Давай, ну попробуй, это не больно. А зато сколько пользы! Это будет круто, тебе понравится! Мы станем пер-вы-мииии..." Хорошие – с кирпичом (знак "въезд запрещен" – ⛔). Это драйверы сопротивления, трезвости и здравоумия. Это ваши союзники, если вы понимаете, о чем мы. Хороших, как и должно быть в любом вестерне, примерно в два раза меньше, чем плохих.

CM. Осколки консьюмерского метаверса 🆕

Почему мы вообще начинаем разговор о корпоративном метаверсе с консьюмерского слоя? Потому что вслед за концепцией "бъёд" (BYOD, bring your own device) следует концепция "бъёк" (BYOС, bring your own crap). Это когда вы как сотрудник, ну или ваши сотрудники, хм, начинают тащить на работу разные консьюмерские штуки: приложения, привычки, требования, кейсы-референсы и т.п. Иногда это неплохо, иногда это называют консьюмеризацией. Например, консьюмеризацией рабочих отношений.

Из концепции "бъёк" следует, что в вашу корпоративную крепость потоком понесется лавина непродуманных идей, приправленная редкими алмазами. И вот вы уже не заметили, как считаете нормальным раздавать своим сотрудникам брендированные NFT-кепки на новогоднем Zoom-корпоративе. Хорошо, что не вместо премии (а ведь могли бы). (В этом тексте мы еще четыре раза упомянем NFT, простите нас за это. 🙏)

Но не все так плохо, конечно, потому что сотрудник, освоивший VR-шлем дома, уже не будет сопротивляться к его использованию на  работе. А для отдельных категорий граждан такая возможность может даже стать весомым аргументом в пользу смены работодателя. В общем, вы увидите: там чума и спасение в одном флаконе.

CM¹. The Hype (Хайп) 🆕

Дискуссии вокруг Метавселенной продолжаются, диванные аналитики сражаются с песочным замком Цукерберга, а потребители боятся грядущего будущего из сериала «Черное зеркало». Консультанты запутались в своих показаниях, не умея различать Метавселенную, практические метавселенные, физическую мультивселенную, медиавселенную Marvel, в которой также есть мультивселенная безумия внутри, стремление Диснея двигаться к Метавселенной и заявления Маска о том, что мы живем в симуляции, то есть в Метавселенной. 🤯

CM². The First Challenges (Первые вызовы) 🆕

Потребители волнами интереса и вспышками новостей испытывают фрагменты метаверса в своем бытовом контексте и начинают проносить свой опыт в рабочее окружение. Но чем больше о метаверсе говорят ИТ-гиганты и технологический консалтинг, тем больше сопротивления они встречают со стороны консервативного государства. В общем потоке становится трудно разобраться, то ли это ручки глубинного государства, то ли страхи политиков-долгожителей, то ли попытка передела глобальных сфер влияния с пересборкой технологического ландшафта, то ли это все выдуманные теории заговора.

CM³. The Work Dream (Работа мечты) 🆕

Метаверс манит и прельщает, пробуждая в вас то ли страх упущенной выгоды (FOMO), то ли надежду на экспоненциальный рост на новом континенте возможностей. Но все это пока – байки из интернетов и эксперименты для кунсткамеры. К настоящей трансформации не готовы ни вы, ни технологии, ни ваши будущие сотрудники. Но все мечтают попробовать, потому что Марк и Тим уже там! Возможно, вы готовы к компромиссу – один день из метаверса?

CM⁴. The Conjunction of the Spheres (Соприкосновение сфер) 🆕

Независимо от того, в какой именно метаверс вы верите, пока в него играют (?) или живут (???), люди будут взаимодействовать с физическим миром, вырываясь из матрицы хотя бы то на удовлетворение своих потребностей. Хотя, точно будут прецеденты, когда и об этом будут забывать, но оставим эти страшилки регуляторам.

А сами миры метаверса будут стремиться проникать друг в друга, раздувая общий пузырь и повышая удержание пользователя внутри. Где-то мы это уже видели! Погодите, а где же все эти праведники, которые должны кричать, что метаверс должен быть безопасным, заботиться о душе и теле, и сводить человека с природой, а не делать его машиной потребления электричества? Они все будут в метаверсе!

CM⁵. The Mirror: Plague & Hope (Зеркало общества: чума и надежда) 🆕

Метаверс постепенно из относительно небольшого набора приложений для ранних адептов, мечты Цукерберга избавиться от яблочно-гугловой зависимости, попыток вчерашних криптанов переобуться в веб3 и стремлений консалтинговых агентств запустить новую тему, чтобы продавать прошлогодний снег, превращается в многослойную конструкцию, пронизывающую разные сферы жизнедеятельности.

Метаверс скорее есть, чем его нет. О существовании и развитии метаверса, как в свое время с интернетом, мы можем судить скорее ретроспективно. Все провалы смываются блокчейн-дождем со скрижалей историй и даже веб-архив, возможно, уже не в курсе тысяч сделанных ошибок. Но мы с вами помним, что нас двигала идея. А мы двигали метаверс, когда еще никто не мог объяснить, что это такое.

CM.D. Драйверы 🆕

CM.D.1. ⚡ Развитие. Новый континент

Люди хотят исследовать новые миры, открывать и формировать пространства, не скованные правилами старого мира. Это такой природный инстинкт, в котором экономически и экзистенциально выгодным оказывается не бороться за место под солнцем, а переместиться туда, где его с лихвой. Мечта о метаверсе – это цифровая форма исхода, эскапизма: поиск новых себя, новых встреч, новых миров, возможность создать новые правила и изобрести свои велосипеды.

CM.D.2. ⚡ Развитие. Новая экономика

Предпринимательский инстинкт видит в метаверсе не только возможность купить-продать туда-сюда пару соток в децентраленде и токенов в предвкушении хайпа, но и потенциал появления новой области экономики с экспоненциальным ростом, которая может стать таким же драйвером развития классической "приземленной" экономики, как в свое время стал интернет. Например, в формуле Nike, что за цифровыми кроссовочками в Roblox должны последовать и вполне себе физические на ноги будущих фанатов бренда.

CM.D.3. ⛔ Сопротивление. Страх потери контроля

На контр-тренде метаверсу стоит тотальный страх власть имущих от потенциальной потери контроля над обществом и целыми поколениями. Мы же все знаем с вами, что интернет и эти ваши биткойны – это все проект ЦРУ? Вот и метаверс придумали в подвалах АНБ, чтобы подчинить себе волю и действия миллиардов людей в угоду единственному суверену. Но, шутки-шутками, а нет в мире ни одного правительства, которое мечтало бы о появлении второго неподконтрольного интернета.

A. Аватары

Когда мы начинали исследование и описывали матрицу зрелости технологий для корпверса, у нас была дискуссия: стоит ли отдавать такое большое внимание именно аватарам и ставить их на первый слой корпоративного метаверса. Почему не шлемы? Не VR? Не пресловутая про-дук-тив-ность?

Мы сошлись на двух простых аргументах. Во-первых, для проникновения аватаров не нужно новое железо, а это громадный плюс. Нет логистики, нет проблем с нехваткой чипсетов, нет, простите, инвентарного учета и т. п.

И, во-вторых, для аватаров уже есть готовый канал дистрибуции: корпоративные мессенджеры и системы видео-конференц связи, которые все компании активно внедряют последние пять лет. Вы ждете, когда начнется метаверс, а он уже раскинул свои щупальца глубже, чем вы думаете!

Технически слой аватаров опирается не только на технологии визуализации, но и на широкую совокупность ИИ-технологий: анализ мимики, анализ речи, перенос эмоций, наложение фильтров, генерация текстов, синтез речи и др.

Эволюционно, мы протягиваем развитие аватаров от "простой куклы" (аватара) — графического представления человека, анимируемого в реальном времени в соответствии с движением и речью человека, к "аватарам"-помощниками, за которыми стоят алгоритмы, написанные сотрудниками, и которые становятся их "второй парок рук". Далее эти две темы объединяются: алгоритмизированная составляющая "приделывается" к аватарами самих сотрудников, позволяя создавать асинхронное теневое поведение. И на четвертом шаге мы делаем "форк" – и прикрепляем эту функцию к софту, анимируя и искусственно социализируя его через естественные интерфейсы (NUI).

A¹ = Avatars (Аватары) 🆕

Мы все привыкли, что наши аватары в интернете – это просто картинки от случайно сгенерированного изображения на форуме до корпоративной фотографии в мессенджере. Потихоньку игры и игровые платормы вроде Xbox приучили нас, что аватары могут быть "собираемыми" и трехмерными, мобильные платформы, подключенные к фронтальным камерам смартфонам, показали, что аватары могут быть не просто трехмерными, но и анимируемыми мимикой пользователя (например, Memoji в iOS).

Этот путь визуального развития аватаров будет продолжен: от простых мультяшных представлений до фотореалистичных металюдей, от анимации лица к анимации тела, в том числе с учетом контекста, от ограниченной кастомизации к магазинам атрибутов, виртуальной одежды и спецэффектов, от аватаров, заточенных под одну платформу к переносимым и трансформируемым через морфинг.

И хотя аватарками никого не удивишь, с аватарами нам предстоит пройти многие вопросы занова и впервые. Например, как относиться к эффекту "визуальной заморозки" аватара, сохраняющего черты нас 5-10 лет назад? Или наоборот, компенсирующих "слишком молодой лук-эн-фил"? Или: какие сайд-эффекты нас ждут, если оживленные 3d-аватары в зуме или тимсе окажутся удобнее, чем картинка с веб-камеры?

A² = A¹ + AI Assistants (ИИ-ассистенты) 🆕

На поляну ИИ-ассистентов и чатботов мы в айти-индустрии пытаемся зайти последние лет десять. И в этих попытках мы прошли длинный путь от массового хайпа с множеством фреймворков, конструкторов и стартапов на этой ниве до падения ожиданий от реальных возможностей технологии раз в десять. В итоге большинство "реальных" ботов свелось к простым скриптам, работающим по базам знаний и относительно простым логическим цепочкам с раcпознаванием намерений. Запрос "позови человека" стал нормой в общении с "умными помощниками". Microsoft закрыла Cortana, а самый успешный цифровой ассистент Alexa от Amazon, вероятно, был колоссальным провалом.

На этом историческом фоне как ренессанс чатботов мы отмечаем не только феноменальный успех трансформерных движков вроде ChatGTP и Anthropic, но и существенный сдвиг парадигмы взаимодействия от движения по скрипту к исследованию. Массовому пользователю успешно продали генеративную природу новой технологии и возможность ее интеграции в любое текстовое поле. Она отвечает интересно, но заведомо не обязательно точно — и это ок! У нее "открытый скрипт", который на бэкенде разработчики могут усиливать фактчекингом и прикладными сведениями. И это здорово! Текст как интерфейс снова жив.

A³ = A² + Async Shadows (Асинхронные тени) 🆕

Асинхронные тени – это дидя непорочного зачатия от сочетания low/no-code платформ для автоматизации деятельности сотрудников или программирования ботов и развития технологий аватаров. Аватар, будучи продолжением конкретного человека внутри компании или за ее пределами (в том числе в формате NPC для других окружений), получает частичную автономность.

Хотя можно ожидать, что подобные решения появятся от нишевых стартапов, наиболее близки к ним платформенные игроки, "протягивающие" обе базовые функции в третью – корпоративный мессенджер. Конечно, мы имеем в виду Microsoft Teams, в который будут втянуты Microsoft Mesh и Power Platform. (Надеемся, мы не раскрыли страшной тайны секретных роадмапов. 🤐) Но аналогичных действий в будущем можно ожидать и от связки Slack / Salesforce.com и, с некоторой натяжкой, от Workspace/Horizon Workroom от Марка.

A⁴ = A³ + Animated Functions (Анимированные функции) 🆕

Представьте себе простой разговор-поручение. Начальник отгружает помощнику или подчиненному сотруднику задачку в понятном ему контексте, примерно понимая состав работы и, сколько своего времени экономится:

Джонни, нужно обновить бизнес-модель, разбив расчет на кварталы, добавить риск-факторы, как мы обсуждали вчера на встрече. Добавь внутрь отчета графики, как у тех ребят, что ты накануне присылал в чате.
― Ок, завтра к вечеру сделаю.

А теперь представьте, что накатывается обновление на Excel и Microsoft говорит вам, что все то же самое можно попросить сам Excel:

Excel, обнови бизнес-модель [на экране], разбей расчет на кварталы, добавь риск-факторы, подсвеченные на вчерашней встрече с Джонни и Мейлин. Добавь внутрь отчета графики, наподобие того, что Джонни вчера присылал в чате.
― Ок, готово.

А теперь представьте, что Excel не просто послушно выполняет задачу, но и имеет элементы социализации: у него есть аватар-лицо, реакцию которого вы считываете, как с человека, он может давать советы и задавать попутные вопросы:

Excel, обнови бизнес-модель [на экране], разбей расчет на кварталы, добавь риск-факторы, подсвеченные на вчерашней встрече с Джонни и Мейлин. Добавь внутрь отчета графики, наподобие того, что Джонни вчера присылал в чате.
― Я, конечно, сейчас сделаю, но... (мордочка морщится). Ты уверен, что по-квартально – правильно, вы же вчера обсуждали, что у нас будет помесячное планирование (мордочка самоуверенности). Смотри, тогда и графики играют по-новому. И риски имеют более четкую привязку ко времени. Я, кстати, посмотрел запись обсуждения (мордочка заговорищика), и вы забыли еще пару рисков. Смотри.

А теперь представьте, что подписка на умный Офис дешевле зарплаты Джонни. Бедный, бедный, Джонни!

A.D. Драйверы

A.D.1. ⚡ Развитие. Компенсация ограничений

Персональные аватары, создаваемые сотрудниками (и вообще людьми) для себя, — это не просто виртуальное отображение или проекция, созданная по образу и подобию. Это манифестация и отчасти идеализация себя в образе, выставленном на показ, достаточно совершенном, независимо от реального состояния дел. В пределе, выражаясь языком инклюзивного дизайна, это компенсация для всего спектра ограничений.

Кто-то получит в виртуальном пространстве возможность двигаться, говорить и самостоятельно выбирать одежду. Для кого-то будет важной возможность добавить себе футуристичные и волшебные элементы, не возможные в реальности. Для третьих это будет экономия времени — возможность создать качественный внешний вид, не требующий укладки прически, глажки одежды, бритья или нанесения макияжа. Для четвертых это возможность скрыть воспринимаемые недостатки лица или наоборот попробовать примерить новую татуху, пирсинг или цвет волос. Для пятых...

A.D.2. ⚡ Развитие. Адаптация к растущей мерности

Аватары во всех своих вариациях от личных проекций до теней и призраков — это также ответ на растущую мерность контекстов, миров и измерений. Человек получает возможность расслоиться: быть "подкованным" в разных контекстах, быть одновременным в разных мирах, быть адаптированным в разных физиках и измерениях.

Цифровизированный аватар — это сборка, трансформирующаяся в мультивселенных, это единые и разные ID и истории, выбираемые как кредитные карты в кошельке под разные задачи. Это конечный ключ доступа со встроенной биометрией и подтверждением аутентичности. Это носитель цифровых артефактов и достижений с бесконечным дном.

A.D.3. ⛔ Сопротивление. Выход за пределы трудового кодекса  
Стремительное развитие аватаров, NPC и автоматизации приводит к потере легального контроля над деятельностью сотрудников и расширяет поверхность угроз, выходя за пределы терминов, знакомых службе безопасности. Новые модели отношений не вписываются в трудовой кодекс, тянущийся еще с индустриальной революции. Профсоюзы сотрудников оказываются не готовы не только включать виртуальные личности, но и рассматривать виртуальное расширение человека как часть его собственности.

Корпоративные бюрократы и чиновники, как Баба Яга, просто против. Против изменений правил игры, против размытия понятий, против снятия оков, против размывания контуров ответственности, против перестройки процессов.

V. Виртуальные пространства

Midjourney: making a zoom call in 2050

V.1. Наконец, на шестом десятке тезисов мы добрались до того, ради чего сюда пришла добрая половина читателей: узнать, что же там с виаром в этом корпоративном метаверсе. Будете ли вы работать в шлеме, лежа на пляже, пока вашу ногу догрызает местный краб? Сможете ли дождаться вечера и сыграть с группой коллег в стенах офиса в виртуальный шутер? А, может быть, наконец-то сбудется мечта интровертов получить хоть и виртуальный, но выделенный кабинет? Кто знает.

V¹ = Virtual Open Space (Виртуальные опен-спейсы)

Midjourney: employee avatars as physical head-dolls on the table

V¹.1. Начнем со смешного. У вас могут появиться физические игровые аватары-куклы, представляющие собой удаленных сотрудников, друзей, членов семьи или тех самых NPC, о которых мы говорили в слое про аватаров. По крайней мере, мы уверены, что технически это уже возможно. Дело за малым: обеспечить массовую возможность возврата в детские ощущения, когда вы управляли командой куколок или солдатиков и объединяли их в самые фантастические сценарии для решения непостижимых задач. Такое цифровое вуду. Еще один образ, который может всплыть у вас в памяти: выделенные телефонные линии с отдельными трубками в кабинете начальника. На первый взгляд, это все атавизм прошлого, но так ли это? [Meta Dolls]

0:00
/

V¹.2. Однажды ваши сотрудники, бронируя переговорку для встречи, прямо в своем календаре или почтовом клиенте обнаружат удивительные новые комнаты, которые они никогда не видели в офисе. Это специальные брендированные корпоративные виртуальные комнаты, к которым можно подключить из системы видео-связи, но наиболее полный опыт погружения будет, конечно, только в шлеме виртуальной реальности.  Настройка таких комнат не обязательно требует знания 3D-моделирования, вероятно, они будут опираться на которые магазины 3D-ассетов, а композицию можно будет описать текстом или голосом.

V¹.3. Тоскуя по случайным встречам на кухне, в курилках и коридорах, некоторые компании начнут насыщать офисное пространство специальными голограммными боксами-порталами, через которые можно пообщаться с аватарами сотрудников, находящихся сейчас удаленно в метаверсе. Для них же это будет возможность заглянуть к вам на "огонек". Такие решения уже доступны для маркетинговых целей, но скоро обещают подвести и более компактные коробки.

V¹.3. Безопасники из п. A².4. замечают, что сотрудники используют консьюмерский незащищенный и полный багов софт для общения в виртуальных и метаверсных комнатах. Ну как минимум, потому что им по фану и удобно, а вы не выделили денег на закупку корпоративных лицензий. Запретить и закрыть или легализовать? Сложный выбор, потом ведь уже не остановишь.

V² = V¹ + Virtual Portals / Rooms (Виртуальные порталы и комнаты)

Midjourney: virtual ghost zombies in the office

V².1. Сотрудники из п.CM².2 не останавливаются на достигнутом. Они понимают, что можно использовать все те же консьюмерские приложения для наложения виртуальных эффектов и игр с дополненной реальностью во время празднования разных событий и при проведении внутренних тимбилдинговых встреч. А еще они научились сканировать офисное пространство и ходить по нему в виртуальных шлемах, играя в свои неведомые начальникам игры. Как вам зомбиапокалипсис в офисе? А привести в офис своих виртуальных животных? Кто-то предлагает использовать такие симуляции для тестирования готовности к чрезвычайным ситуациям.

V².2. Комнаты из п.V¹.2. приобретают ключевое важное свойство: они "научаются" сохранять свое состояние между встречами, становясь объектом виртуальной корпоративной культуры и точкой сборки важных процессов. Еще они становятся стандартным корпоративным механизмом, защищенным и управляемым доблестными айтишниками. Появляются специализированные комнаты, заточенные под конкретные сценарии и типы встреч.

V².3. Встает вопрос о закупке специального оборудования, позволяющего "сшивать" виртуальный и физический опыты. Конечно, на примитивном уровне, можно ограничиться экранами ноутбуков, проекторами и лягушками, но "это все не то". Вы не можете объяснить, но что-то вам подсказывает, что это как будто бы технологии десятилетней давности, чуть ли не нулевых. А сейчас на дворе уже середина двадцатых. Фактически, вам предстоит превратить часть офисных комнат в "комнаты метаверса" (как конференц-залы, только метаверс). На закупленном оборудовании красуется яркий ярлычок с перечнем метаверсов, для которых оно сертифицировано.

V².4. Менеджеры и эйчары начинают что-то подозревать. Им кажется, что сотрудники, работающие оффлайн менее эффективны, чем удаленно-виртуальные при выполнении отдельных категорий задач, требующих быстрого переключения контекстов, работы с массивами документов и взаимодействия с продвинутыми партнерами и клиентами. Вы боитесь, что наступили на тень нового цифрового разрыва, а консультанты по офисным пространствам подсказывают вам, что пора провести новую реновацию, добавив в офисное пространство возможности virtual-first опыта. Так у вас появляются комнаты-порталы в метаверс. Решить проблему разрыва не получается, но прикольно, можно водить экскурсии. [Meta Devine]

V³ = V² + Virtual Experience Capsule (Капсулы виртуального опыта)

Midjourney: a human body swimming in a virtual reality capsule

V³.1. Специализированные виртуальные и гибридные пространства, заточенные под узкие функции и особенности конкретных сотрудников, дают им заметный прирост в эффективности относительно их "оффлайновых" коллег. Это уже не домысел, а управляемая реальность, опирающаяся на генеративный ИИ и актуальное понимание функционарирования мозга человека. У специалистов появляется виртуальный дворец памяти и операций, личные виртуальные чертоги разума. Своя собственная виртуальная карманная вселенная, которую каждый выстраивает под себя и только под себя.  Это противоположность социального метаверса – покетверс. [Pocket-verse]

V³.2. Оборудование для погружения в гибридный (дополненный) или виртуальный опыт становится стандартным элементом пакета оборудования для сотрудников. Как раньше мобильный телефон, ноутбук и гарнитура. Причем в некоторых сценариях – вместо них. Для перехода в мир новой производительности умственного труда придется раскошелиться, потому что купить в достаточном объеме нужное оборудование с консьюмерского рынка по-прежнему сложно.

V³.3. Каждый сотрудник наконец-то может воплотить мечту о личном кабинете, но, к сожалению некоторых из них, он будет виртуальным. Виртуальный личный кабинет деплоится из облака в момент создания учетки, как сегодня вы может поднять виртуальную машину с удаленным рабочим столом. В этот виртуальный кабинет уже "проброшены" необходимые рабочие функции, корпоративные NPC, нишевые LLM и другие атрибуты "штатного" метаверса.

V³.4. Снова приходят безопасники. Говорят, что вы с ума сошли, потому что то, что вы сделали, просто нельзя так делать. Ваша "гибридная капсула сотрудника" стала сконцентрированным представлением о полной "функции" сотрудника, его поведении, его информации, его прав, его политик и вообще всего, что он делает. "Оцифровав" деятельность сотрудника, вы тем самым создали единую точку для кибер-атак на каждого сотрудника и его ИИ-модель, пройдя которую, злоумышленник получит доступ ко всему, что и как делает этот сотрудник. Предлагают вам пересмотреть фильм "Начало", если вы не понимаете, о чем речь.

V.D. Драйверы

V.D.1. Прогресс не остановить, дрова в топку подкидывают два ключевых "запроса": 1) решить проблему разрыва в гибридных сценариях – либо сделать их "бесшовными", либо разделить на оффлайновые и виртуальные, ведь компромиссы плохо заканчиваются; 2) необходимость к резкому повышению эффективности сотрудников, вызванная падением доступности специалистов, демографическими кризисами, конкурентными условиями и "Великим исходом".

V.D.2. Цифровой разрыв из п.CM⁵.4. и п.V².4. становится проблемой, которую надо решать. Выясняется, что компания начала расслаиваться на "старый" менеджмент, работающий по старым стандартам, и новое поколение сотрудников, показывающих порядковое превосходство и не понимающих, зачем в такой ситуации нужны первые. Некоторые компании вынуждены скатиться в ремесленный бизнес со старыми традициями производства. Вот без этих ваших метаверсов.

V.D.3. С этого момента и особенно с п.V³.1. мы можем начинать мечтать о том, что 3D в метаверсе перестает быть ограничением. Люди готовы думать о новой мерности и вложенных измерениях.

M. Метаофис

Midjourney: business office in the metaverse

M.1. Мы все ближе к переходу. Компаний, взявших этот уровень, поначалу будет немного. Их, конечно, ждут лавры первопроходцев, канувших в Лету. Это не значит, что не надо сюда идти, просто важно не влить сюда тонны денег, пока вы не уверены, что действительно хотите открыть эти врата и понимаете, что вас за ними ждет. Ведь назад пути может и не быть. Это с виаром можно поиграться и отключить, аватары запретить как страшный сон и вернуться к физическим телесным лицам. А тут под нож пойдут основы.

M¹ = Metaverse Office Twin (Метаверс-двойник офиса)

Midjourney: business office building digital twin

M¹.1. Первые месяцы это будет казаться просто очередной инновацией, вы подсмотрели ее то ли на выставке, то ли в каком-то продвинутом офисе, то ли Марк, – долгих лет ему, – показал в красивом ролике на F8. И вот, у вас в офисе появились собственные "Врата в метаверсы", они же телепорты. Это специальные гибридные комнаты, через которые можно "перенестись" в другие "x-версы", публичные или частные: зайти к себе домой, смотаться на встречу в другой город или в удаленную локацию, облететь завод или производственную линию. В чем же новинка? В том, что на том конце провода работает суррогатдрон, дающий картинку и возможности манипуляции. [Meta Gates]

M¹.2. Накатилось новое обновление на корпоративный Exchange. Теперь адресная книга объединяется не только с календарем и активностью (доступностью) сотрудников в реальном времени, но и гибридной картой присутствия в вашей цифровой реплике офиса, дополненной виртуальными комнатами и пространствами. Вы выучиваете новую для себя комбинацию клавиш Ctrl+M, открывающую реалтаймовую карту вашего корпоративного мира со всеми сотрудниками, NPC и прочими ботами.

M¹.3. Офисные застройщики наконец-то начали догадываться, что строительство и обслуживание "виртуальных" офисов в дополнение к физическим, то есть продажа гибридных пакетов, – весьма выгодный бизнес, который можно расширить даже на тех, кто "физический" офис купил у конкурентов. Так в вашем рабочем пространстве появляются виртуальные сады, тропические пляжи и комнаты медитации, выполненные на качественном художественном уровне, согласованные с вашим брендбуком и отпочкованные от метаверса очередного фортнайта.

M¹.4. Что-то к вам зачастили ходить безопасники. Вы смотрите на них сквозь пальцы, пытаясь построить на своем виртуальном аватаре что-то напоминающее выражение "ну что на этот раз?". Два аватара в форме ниндзя, – они, кстати, не в курсе, что именно так выглядят для вас, – объясняют, что ваши "живые карты" офисной жизни с состоянием сотрудников и бизнес-объектов представляют вожделенную информацию для потенциального врага, потому что по ней легко вычислить, кто здесь самое слабое звено. Вы удивленно просите показать, как это сделать, потирая виртуальные ручки.

M² = M¹ + Metaverse Company Twin (Метаверс-двойник компании)

Midjourney: office in the metaverse

M².1. "Капсулы" и наборы оборудования для сотрудников эволюционируют и теперь вы можете в небольшой чемоданчик разместить все необходимое для подключения "к корпоративной матрице". В ваши самые крутые и навороченные функциональные виртуальные и физические комнаты можно безопасно зайти из любой точки на планете, подключенной квантовым шифрованием к космическому интернету от Маска. Ваш гибридный офис напоминает штаб-квартиру "Людей в черном". На очередной внутренней конференции вы торжественно объявляете, то теперь у вас появилось третье место работы: к концептам вокр-фром-офис и ворк-фром-хоум добавляется ворк-фром-метаверс. Громкие виртуальные аплодисменты. [Work From Metaverse]

M².2. Бизнес-лейауты (они же интерактивные схемы, оргчарты и дашборды) сливаются с картами офиса и взаимодействий из п.M¹.2. и п.M¹.4. Организационная и функциональная структура и рабочие пространства становятся единым целым. Мир и ценность MBA окончательно рушатся, потому что этому не учили ни на одном курсе. Ваша виртуальная бизнес-деревня перестраивается на ваших глазах, руководителям организации приходится откопать в своих ДНК навыки шаманства, вождизма, охоты и собирательства и перестроить их под многомерную реальность. CTO уходит в виртуальный запой, а СHO (чиф-хайбрид-офицер) временно отъезжает на сборы в кибер-войска.

M².3. К счастью, этот балаган происходит не только у вас, но и в целом в индустрии, поэтому есть, с кем перетереть, поплакаться и обменяться опытом. Олег Бунин объявляет о проведении Meta Conf 2026. На вашей гибридной бизнес-карте появляются комнаты, общие с вашими партнерами и клиентами, которые обеим сторонам служат ситуационными центрами, зонами коллаборации и поддержки. Как же классно, что можно прийти в офис к партнеру – и у вас там есть собственный, хоть и виртуальный, туалет.

M².4. Очередной бюллетень мета-безопасности рассказывает, что появились новые практики кибер-мошенничества и социального инжиниринга, завязанного на метаверсы. Вы вспоминаете, как весело это все начиналось: еще в далеком 2022 было модно разводить детей на NFT (ой, снова эти проклятые NFT, простите) в майнкрафтах. Но теперь вчерашние дети работают на вас, значит, это – ваша проблема! [Meta Meme, Meta Virus]

M.D. Драйверы

M.D.1. Вы были бы и рады остановить этот маховик времени, но ваш внутренний демон подсказывает, что уже поздно – и теперь можно двигаться только вперед. И у вас снова две большие задачи: во-первых, нужно порешать проблему разрыва между операционной моделью и операционным режимом; во-вторых, вам нужно с нуля переосмыслить и пересобрать все базовые понятия: что есть офис, организационная структура и бизнес-модель. Сейчас бы готовый учебный пакет советов получить, но придется делать все самим и потом учить других.

M.D.2. Приходит эйчарди. Говорит, что калибровки не помогают и, видимо, часть функций не получится перевести в цифровую форму. От них нужно будет отказаться и пересобрать на новой основе. К вашему глубочайшему сожалению вы понимаете, что эйчарди говорит про себя и про вас, хотя думает, что про всех остальных.

X. Мета-рожденная

Midjourney: a view on the metaverse from the space

X.1. Вы вспоминаете, как лет 15 назад на вашем радаре появилась тема облаков. Тогда мало кто мог поверить, что разрозненный, но децентрализованный в своей самостоятельности интернет падет в своем ленном стремлении к оптимизации скучной деятельности в лапки больших айти-корпораций, с радостью взявших на себя все инфраструктурные задачи. Но это же движение "освободило" тысячи и тысячи инженеров, развязало им продуктовые руки и позволило построить свои тысячи облачно-рожденных стартапов (они же клауд-борн), некоторые из которых достигли статуса великих единорогов. Вам кажется, что история повторяется.

X¹ = Corpverse Company

Midjourney: corporate office styled as avatar movie

X¹.1. Несмотря на все потуги движения веб3, окончательно формируется и закрепляется понятие метаверс-провайдера. Их больше, чем 2, и кажется, что места под виртуальным солнцем хватит всем. Но не хватает. Экономика требует живых денег, потому что в основе лежат вполне себе счетные затраты на энергию и вычислительные компоненты, разработчики испытывают дежавю мобильных войн и подсознательно понимают, что надо будет выбрать максимум 2-3 платформы. Корпораты борются за эксклюзивы и привязку мета-рожденных стартапов именно к себе. Происходят первые корпоративные мета-войны, результатом которых становится первый пакт об интероперабильности, соответствии и прочей совместимости. [1st Meta-Wars]

X¹.2. Попкорн заканчивается, пора действовать. В вашей компании выделяется первый бизнес-юнит (функция), спроектированный исключительно под ведение деятельности внутри метаверса. Тем временем, с новыми силами со сборов возвращается СHO из п84 и предлагает создать спинофф. У вас появляются первые мета-дочки и мета-сыночки, а вы гадаете, кто их них быстрее загонит вас в виртуальную могилу, но пока держитесь.

X¹.3. Приходит CTO с отрядом виртуальных инженеров-октябрят. Стажерки и стажеры просятся дать из возможность что-нибудь сделать в вашем прорывном метаверсе, потому что за этим будущее, а в прошлое они не хотят. Вы соглашаетесь, но ставите условия эксперимента: использовать только инструменты и приложения, доступные внутри метаверса. "Олл-ин и никак иначе", как говорили в вашей молодости. Такая вот у вас прожжённая годами корпоративная мудрость. Аватары мета-октябрят радостно улыбаются и уходят.

X¹.4. Снова приходит CTO, на этот раз с отрядом виртуальных СБ-комиссаров, просят о важном разговоре. ОФФЛАЙН. По-ста-рин-ке. С шаш-лыч-ка-ми. Вы вспоминаете вкус прожженного сочного мяса и с радостью соглашаетесь. На встрече открывается страшная правда: ваш бизнес на 83.13% зависит от провайдеров метаверса, и только на остальные 16,87% он как бы ваш. Вы грустно смотрите в закат и думаете, как же вы до этого докатились и сколько всего еще впереди.

X.D. Драйверы

94/ Вы взяли таймаут на подумать и пытаетесь разобраться, что же вас движет в этот мир метаверсов и насколько это неизбежно. Во-первых, выясняете вы, модель метаверса является хищным мутагенным аттрактором - она не просто притягивает все к себе, но также разжижает старые связи и ставит на их место новые. Во-вторых, вы на каждом шаге бежали со всех ног, боясь упустить что-то важное, новую волну трансформации, новые возможности, новые рынки, но почему это так важно? Вот в чем вопрос.

95/ Вы разворачиваете карту бизнеса и смотрите, как расцветает спинофф вашего бывшего CHO и насколько быстрее он растет по сравнению даже с вашими новыми мета-юнитами, по-прежнему ограниченными вашими старыми бизнес-моделями. Не пора ли сделать жесткий форк (он же хард форк)?

CV. Настоящий корпверс (бонус)

CV.1. Путь, который мы описали, займет не один год, но, скорее лет пять, чем десять. На подступах к нему мы увидим просветы настоящего метаверса, притаившегося за горизонтом. Что мы можем с позиции сегодня сказать про его корпоративную часть? Какие проблемы он должен решить, чтобы получить свою путевку в жизнь?

CV.2. Во-первых, главная причина, по которой нам интересен VR в корпоративном разрезе – это не 3D и не виртуальные миры, а простое обещание демократизации физического присутствия. Метаверс должен позволить хорошим специалистам не только найти максимально подходящую им работу, но и разрешить им осуществлять ее, независимо от разделяющих их физических расстояний. Отсюда погоня за удаленным присутствием и попыткой достигнуть и превысить в виртуальном мире плотность человеческого общения в замкнутом пространстве. Отсюда аватары, эмоциональность, вовлеченность, да и даже хаптик-опыт, о котором мы ничего прямым образом не сказали, хотя и намекнули. Но важно, что этот же вызов означает и необходимость разрушения ряда бюрократических, финансовых и когнитивных барьеров.

CV.3. Во-вторых, метаверс должен решить вызов асинхронности, повышая эффективность часов совместной работы тех самых сотрудников из п96, размазанных по всем часовым поясам, создавая у каждого из них иллюзию коллаборации в реальном времени и в любой момент времени. Отсюда запрос на автономность аватаров и теневые поведения, в пределе человек не только должен перестать чувствовать грань перехода, но и перестать смущаться этой гибридной человеко-машины, черпая из нее бесконечный источник эффективности. Единственный способ высвободить время человека – это размазать его когнитивную функцию во времени, заставив его оцифрованный потенциал работать 24/7.

CV.4. В-третьих, мы думаем, что фундаментальный вызов метаверса, за который не берутся отвечать современные визионеры метавселенных, – это скачок не коллективной, а индивидуальной эффективности. Те самые покетверсы. Сделать этот шаг кажется практически невозможным без предшествующих открытий в области нейронаук и тайных механизмов работы наших мышления, воображения и памяти. Настоящий метаверс должен помочь человеку работать с его воображением, а не зрением. Это все впереди.

CV.5. В-четвертых, потенциал метаверса, конечно, в расщеплении сложившихся моделей отношений, корпоративных иерархий, образовательных парадигм и т.п.; разжижении устоявшихся правил и замены их на новое разнообразие. Метаверс — это бутылочное горлышко эволюции корпоративной и не только культуры, за которым должен последовать свой "кембрийский взрыв". Это возможность сложить новые виды отношений, коллективного труда, новые типы сетевых организаций и т. п. Это тот потенциал, который будет тянуть в метаверсы исследователей и мечтателей. Этот маневр становится не просто необходимым, но и неизбежным только в конце описанного нами пути, когда у лидеров проявятся зачатки новых организационных схем.

CV.6. В-пятых, есть еще одна грань, которую мы побоялись затронуть в основной части: это взаимодействие человека со своими собственными тенями и своим собственным я. История из п97 имеет далеко идущие последствия, потому что человек, сотрудник или руководитель, впервые получает возможность взглянуть на себя со стороны, хоть и через призму своего аватара. Это одновременно и возможность начать сознательно программировать себя, и уникальная возможность поработать бок о бок со своими зеркальными личностями. Метаверс – это не только про уход "туда", но и про погружение в себя: личное или корпоративное.

CV⁰. Корпверс: определение

CV⁰.1. На этом шаге мы наконец-то можем дать определение корпоративному метаверсу (🥁🥁🥁...):

Корпверс (корпоративный метаверс) это масштабная сеть интероперабельных (3+N)-мерных миров, обеспечивающих для организаций радикальный прирост эффективности труда за счет: 1) снятия ограничений и требований физического присутствия через виртуальный и гибридный опыт, 2) снятия барьера синхронизации взаимодействия за счет асинхронного, теневого и основанного на ИИ присутствия, 3) повышения индивидуальных и коллективных когнитивных способностей сотрудников, 4) демократизации корпоративных иерархий и схем отношений и 5) внедрения возможности рефлексивного наблюдения за собой и организацией со стороны.

CV⁰.2. Конечно, в развертке этого определения можно найти любые умные слова и термины, которые вы посчитаете нужным там найти. Хотите VR? Он там есть. Хотите блокчейн, криптовалюты и NFT? Пожалуйста. Искусственный интеллект, умные ассистенты и бигдата? Офкос.


III. Авторы и контакты

Наше исследование носит независимый характер и сформировано благодаря личному энтузиазму и сетевым связям авторов и экспертов. Исследование не имеет финансовых или юридических связей с какими-либо государственными или частными компаниями и организациями.

Первая версия исследования в виде карты и обзорного пояснительного текста подготовлена в ноябре 2021г — марте 2022г Константином Кичинским, Екатериной Филатовой и Алексеем Каленчуком с привлечением внешних экспертов для валидации гипотез.

Актуальная версия исследования в виде настоящего текста обновляется и расширяется Константином Кичинским.

Константин Кичинский

Futurist, Methodologist, Technologist, Synthesist

Разработчик методологии спектрального мышления, автор телеграмм-канала Quantum Quintum, технологический пессимист с флешбеками технологического евангелизма, технологический эксперт. Помогаю увидеть свет в конце коридора сингулярности.

Telegram: https://t.me/constantinkichinsky
Email: constantin@kichinsky.ru

Екатерина Филатова

AR/VR-Expert, Community Lead

Руководитель AVRA – Ассоциации AR/VR и интерактивных технологий, основатель бизнес-форума AVRA Days. Помогаю корпорациям и технологическим компаниям выстраивать стратегию, находить партнёров и персонал, создавать крупные проекты и развиваться на новых рынках.

Telegram: https://t.me/katefilatova
Email: kf.avra@gmail.com

Алексей Каленчук

DeepTech Consultant, VR-optimist, Corporate & Open Innovation Expert

Автор VR-подкаста «Ныряем», лидер направлений AR\VR, компьютерной графики и медиа-технологий Фонда «Сколково». Помогаю технологическим предпринимателям, венчурным фондам, корпорациям находить финансирование и внедрять новые технологии.

Telegram: https://t.me/ior_um
Email: alexey@letsdivein.ru

Эксперты

Мы крайне признательны и благодарны отраслевым экспертам, давшим нам обратную связь по структуре карты, ее наполнению и итоговому отчету. Ребята, спасибо вам огромное! Пису пис 💞.

К нашему сожалению, многие из них в текущей политической ситуации приняли решение остаться анонимными, поэтому мы решили скрыть список целиком. Мы надеемся, что однажды мир узнает своих героев. 🦸‍♀️🦸‍♂️🦸

IV. Обратная связь и сотрудничество

Midjourney: thanks for your feedback heart column in the virtual space

Общие соображения по карте

  1. Предложить дополнение к карте. Если вы видите, что, в соответствии с обозначенным видением (см. определение корпверса), на карте должен появиться еще один слой, и хотите, чтобы мы его описали и раскрыли, пишите на feedback@spectralthinking.org. Мы все читаем, ничего не обещаем, лучше снабдить ваше предложение примерами (ссылками на референсы). 🖍️
  2. Поделиться с нами болью от прочтения. Если вы хотите рассказать нам, что мы все не так поняли и фантастические идиоты, пишите на почту feedback@spectralthinking.org. 💔

Распространение карты и материалов

Карта и настоящий отчет к ней распространяются по лицензии "Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International (CC BY-NC-SA 4.0)".

  1. Перевести карту и материалы на другой язык. Если вы понимаете, что ваша аудитория предпочла бы погрузиться в материалы на своем родном языке и вы готовы взять на себя трудности перевода, пишите на feedback@spectralthinking.org. Мы начали работу над английской версией отчета, но будем также рады локализации на другие языки.
  2. Сделать или распечатать плакат с картой. Если вы мечтаете повесить нашу карту на стену домой или в офис и предложенной pdf-версии для самостоятельного производства вам не достаточно (например, нужна светлая версия), напишите Екатерине Филатовой. Мы соберем запросы и подумаем, что с ними делать.
  3. Заказать эксклюзивный семинар-лекцию-воркшоп по карте для своей компании. Если вам для дальнейшей работы не достаточно прочитанного и увиденного и хочется все это обсудить, или вы хотите, чтобы мы все это рассказали из первых рук вашим коллегам, напишите Екатерине Филатовой. Мы попробуем найти оптимальный вариант, но навряд ли это будет бесплатно (💸).
  4. Стать партнером этой или следующих карт или еще как-нибудь посотрудничать (🤝). Если вы мечтаете сделать аналогичную карту-прогноз для другой индустрии, например, помыслить о финверсе или эдуверсе, или хотите акселерировать или инвестировать в проекты, соответствующие такой карте, или.., – ю нейм ит, – напишите Екатерине Филатовой. Мы попробуем найти оптимальный вариант, но навряд ли это будет бесплатно (💸).

Рассказать о своем проекте по CorpVerse

Midjourney: business office building digital twin
  1. Разместить свой проект на карте. Если вы разрабатываете решение, которое хорошо попадает в один или несколько пунктов модели зрелости, и хотите разместить ссылку на него в нашей матрице, пишите на feedback@spectralthinking.org. Мы все читаем, ничего не обещаем, предпочитаем ссылки на публичные материалы на английском. 🖍️
  2. Направить свой проект в международные фонды и компании. См. п1. Укажите в письме, кого именно вы ищите, мы постараемся помочь.

В России проекты по тематике CorpVerse готовы рассматривать:

  1. Фонд Сколково в рамках направления Metaverse/AR/VR/Media/Gaming. Напишите Алексею Каленчуку.
  2. Kaspersky Product Studio (особенно в части закрытия рисков). Напишите на product.studio@kaspersky.com.
  3. [Если вы хотите появиться в этом списке, напишите на feedback@spectralthinking.org или Екатерине Филатовой.]

V. Лог изменений

Update 1: 14.04.2022

Update 2: 26.04.2022

Update 3: 06.08.2022

Update 4: 22.08.2022

  • 🖼️ Добавлены иллюстации к разделам, сделанные движком Midjourney.

Update 5: 16.10.2022

Новые референсы:

Обновление структуры:

  • 📑 Обновлена нумерация разделов со сквозного индекса, на локальную по разделам отчета.
  • 📑 Добавлено содержание отчета.

Update 6: 17.12.2022

Обновления разделов:

  • 📝 Обновлен раздел "The Hype".
  • 📝 Обновлен раздел "The First Challenges".
  • 📝 Обновлен раздел "The Work Dream"
  • 📝 Обновлен раздел "The Conjunction of the Spheres"
  • 📝 Обновлен раздел "The Mirror: Plague & Hope"
  • 📝 Обновлен раздел драйверы для консьюмерского метаверса

Новые референсы:

Update 7: 31.03.2023

Обновления разделов:

  • 📝 Обновлен раздел "Avatars"
  • 📝 Обновлен раздел "AI Assistants."
  • 📝 Обновлен раздел "Async Shadows"
  • 📝 Обновлен раздел "Animated Functions"
  • 📝 Обновлены введение и раздел драйверы для слоя "Аватары"
  • 📝 Обновленные разделы выделены в отдельные статьи
  • 🖼️ Для обновленных разделов в выделенных статьях добавлены иллюстрации от Bing AI.

Новые референсы:

Update 8: 21.07.2023

Обновления разделов:

  • 📝 В разделах слоя Consumer Metaverse "раскрыты" все ссылки: добавлены текстовые пояснения ко все референсам, а сами ссылки убраны внутрь сносок.

Новые референсы:

Update 9: TBD

Новые референсы: